Вездеход в сырьевых отраслях Советского Союза и России

19.07.2023

Вездеходы находят самое широкое применение в нашей жизни. Начиная от личных нужд и заканчивая промышленностью, особенно сырьевыми отраслями.

Оно и неудивительно. Страна у нас большая, холодная, бездорожная. Это резко отличает Россию от большинства остальных богатых полезными ископаемыми стран.

Конечно, не везде у нас подобные условия. Есть и относительно теплые места с неплохой дорожной сетью, но их меньшинство. Гораздо больше у нас регионов с умеренным климатом и весьма посредственными дорогами. А если говорить о добыче полезных ископаемых, составляющих альфу и омегу отечественной экономики, то именно здесь «сошлись» все три негативных фактора: территория, морозы, бездорожье. Ни на чем другом, кроме вездеходов, там не проедешь.

Казалось бы, так было если не всегда, то последние лет сто. С тех пор, как появилась вездеходная техника. Кому, как не нашей стране после возникновения вездеходов следовало их немедленно начать эксплуатировать и совершенствовать?

На практике все оказалось гораздо сложнее. Первоначально Россия не была чемпионом по внедрению вездеходной техники в сырьевую часть экономики.

Другое дело - ВПК. Военные проявили себя куда более шустрыми, оценив все преимущества вездеходов гораздо раньше. А вот до гражданского использования дошло несколько позже.

Все понимали, насколько вездеходы удешевляют и облегчают работу, особенно в добывающих отраслях, но на практике использовать их не спешили. И то, что это в конечном итоге случилось, определяет нашу нынешнюю жизнь. Ведь львиная доля наших сырьевых предприятий – советское наследие.

Причиной такого медленного продвижения сначала были бурные революционные потрясения, а затем - особенности советской хозяйственной жизни, «заточенной» на милитаризм, т.е. военные нужды. Понадобилось три с «хвостиком» десятилетия, чтобы вездеходы заняли важное место в советской экономике. А после краха СССР - российской.

Остановимся на этом подробнее.

В начале славных дел

Конец 1920 –х и 1930- е годы стали временем форсированной индустриализации в СССР. В те времена заводы и фабрики росли как грибы после дождя. Немного статистики: только за десять лет, с 1927 по 1937 год в Советском Союзе было построено свыше 7 тысяч новых крупных промышленных предприятий. Даже сейчас немногие страны могут похвастаться такими показателями. А тогда мир и вовсе раскрыл рты в изумлении.

Индустриализация стимулировала машиностроение, включая самые передовые на тот момент транспортные средства. Но вездеходы оставались в значительной степени «в стороне».

Конечно, новые модели вездеходной техники разрабатывались и испытывались. Но широкого применения все же не находили. Чаще эксплуатировались созданные еще в годы первой мировой войны, устаревшие «Остины».

Ярко выраженный милитаристский уклон «рабоче-крестьянского» государства был не единственной причиной. Существовали в молодой стране Советов и другие весомые факторы, не позволявшие ей стать передовиком в использовании вездеходов.

Дело в том, что из всех отечественных сырьевых отраслей больше всего вездеходы необходимы для того, чтобы сибирская нефть с газом бесперебойно продавались за границу. Сталинский СССР, в отличии от брежневского и Российской Федерации, не стремился зарабатывать на экспорте «черного» золота» и «голубого топлива». Ранний СССР делал упор на продажу за рубеж другого сырья - зерна.

На то имелось две причины:

1. Личные качества советского руководства. Товарищ Сталин любил повторять фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Торговать ресурсами - значит торговать Родиной».

Справедливости ради следует заметить, что ресурсами ранний Советский Союз все же «приторговывал». Пусть и в меньших масштабах, чем поздний и РФ. На экспорт шел лес, ценные и редкоземельные металлы.

Нефтяной экспорт сталинский СССР тоже осуществлял, но не ради пополнения бюджета, а для политических целей. Так после заключения «пакта о ненападении» СССР начал поставки нефти в фашистскую Германию. Дабы удержать Гитлера от нападения. Не удержали…

После войны Советский Союз наладил углеводородный экспорт в страны Восточной Европы и ГДР. Опять-токи не для собственного обогащения, а ради налаживания отношений.

Покататься на вездеходе EnwixТест-драйв

2. В те времена добыча углеводородов в западной Сибири не была суперприбыльным занятием из-за низких мировых цен на нефть. Вот и обходились в основном углеводородами, добываемыми в советских республиках с мягким климатом, ныне являющихся независимыми государствами.

Но именно тогда, после окончания Великой Отечественной войны и начала «холодной войны» с США и их союзниками взошла звезда советского вездеходостроения. Советские вездеходы выходили исполинскими, способными не только проехать, где угодно, но и выдержать на «своих плечах» целую ракетную установку.

К началу 1960-х «черное золото» на внешнем рынке начало стремительно дорожать. Освоение западносибирских месторождений и добыча нефти становится весьма рентабельной.

Это сказывается и на производстве вездеходов. Глухая тайга, тундра, мороз, никакой инфраструктуры на сотни километров – что за транспорт кроме вездеходов годился для работы геологов и транспортировки грузов, в том числе необходимых для обустройства скважин и прокладки нефтепроводов?

«Нефтяная игла»

Создание мощнейшей нефтяной промышленности в условиях вечной мерзлоты стало, пожалуй, самым грандиозным проектом в СССР после индустриализации 30-х годов.

Уже в марте 1960-го года в Западной Сибири «забил» первый нефтяной фонтан. За ним последовали остальные…

Вездеход в сырьевых отраслях Советского Союза и России

Индустрия стремительно развивалась. Заводы наращивали производство всего необходимого, включая вездеходы, некоторые из которых по своим гигантским размерам не уступали военным. 

Вездеход в СССР

Грузов приходилось перевозить много, геологоразведочные экспедиции масштабные. Во многом это было связано с внешней военно-политической ситуацией, в частности арабо-израильским конфликтом, повысившим цены на нефть. Заводы едва успевали производить необходимое оборудование и транспорт, приходилось закупать часть на Западе. Вездеходов, впрочем, это не касалось. С их производством страна Советов прекрасно справлялась сама. 

Вездеход

После распада

Первое время после распада СССР количество заказов на вездеходы резко упало. Основная масса техники требовалась «нефтяникам» и «газовикам», а они теперь почти перестали заниматься геологоразведкой и строительством новых месторождений, а значит, перестали покупать вездеходы.

За невозможностью реализовать продукцию, вездеходостроение пришло в упадок. Остались производства не для промышленности, а для личных нужд. Но таковых оказалось немного.

Однако с начала 2000-х годов российская промышленность начала потихоньку возрождаться. Сырье на международном рынке вновь начало резко дорожать. Этому во многом способствовал экономический «взлет» Китая и вторжение США в Ирак.

Российские сырьевые компании вернули практику разведки и обустройства месторождений. Благо в отдельные периоды стоимость барреля нефти достигала 100 с лишним долларов.

Вездеходная сфера получила второе дыхание. Хорошие результаты начали показывать немногочисленные производители, сохранившиеся с советских времен и сумевшие пережить «лихие 90-е». Появились и абсолютно новые производители вездеходов. 

Вездеходы в России

Расцвели и сырьевые сферы, с которыми даже в позднем СССР были проблемы. Например, сельское хозяйство. С хрущевских времен и первые десять постсоветских лет страна была крупнейшим импортером зерна. Но затем России удалось переломить эту ситуацию и превратиться в крупнейшего экспортёра.

Рынок быстро откликнулся выпуском вездеходов-зерновозов. И теперь достаточно зайти в интернет и вбить в поисковик нужную фразу – как перед вами сразу появятся предложения покупки или аренды зерновоза-вездехода.

Словом, вездеходы в силу природной особенностей нашей страны показали, что их использование не только удобно, но и серьезно удешевляет работу целых сырьевых отраслей. 


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.