Вездеход в сырьевых отраслях Советского Союза и России
19.07.2023Вездеходы находят самое широкое применение в нашей жизни. Начиная от личных нужд и заканчивая промышленностью, особенно сырьевыми отраслями.
Оно и неудивительно. Страна у нас большая, холодная, бездорожная. Это резко отличает Россию от большинства остальных богатых полезными ископаемыми стран.
Конечно, не везде у нас подобные условия. Есть и относительно теплые места с неплохой дорожной сетью, но их меньшинство. Гораздо больше у нас регионов с умеренным климатом и весьма посредственными дорогами. А если говорить о добыче полезных ископаемых, составляющих альфу и омегу отечественной экономики, то именно здесь «сошлись» все три негативных фактора: территория, морозы, бездорожье. Ни на чем другом, кроме вездеходов, там не проедешь.
Казалось бы, так было если не всегда, то последние лет сто. С тех пор, как появилась вездеходная техника. Кому, как не нашей стране после возникновения вездеходов следовало их немедленно начать эксплуатировать и совершенствовать?
На практике все оказалось гораздо сложнее. Первоначально Россия не была чемпионом по внедрению вездеходной техники в сырьевую часть экономики.
Другое дело - ВПК. Военные проявили себя куда более шустрыми, оценив все преимущества вездеходов гораздо раньше. А вот до гражданского использования дошло несколько позже.
Все понимали, насколько вездеходы удешевляют и облегчают работу, особенно в добывающих отраслях, но на практике использовать их не спешили. И то, что это в конечном итоге случилось, определяет нашу нынешнюю жизнь. Ведь львиная доля наших сырьевых предприятий – советское наследие.
Причиной такого медленного продвижения сначала были бурные революционные потрясения, а затем - особенности советской хозяйственной жизни, «заточенной» на милитаризм, т.е. военные нужды. Понадобилось три с «хвостиком» десятилетия, чтобы вездеходы заняли важное место в советской экономике. А после краха СССР - российской.
Остановимся на этом подробнее.
В начале славных дел
Конец 1920 –х и 1930- е годы стали временем форсированной индустриализации в СССР. В те времена заводы и фабрики росли как грибы после дождя. Немного статистики: только за десять лет, с 1927 по 1937 год в Советском Союзе было построено свыше 7 тысяч новых крупных промышленных предприятий. Даже сейчас немногие страны могут похвастаться такими показателями. А тогда мир и вовсе раскрыл рты в изумлении.
Индустриализация стимулировала машиностроение, включая самые передовые на тот момент транспортные средства. Но вездеходы оставались в значительной степени «в стороне».
Конечно, новые модели вездеходной техники разрабатывались и испытывались. Но широкого применения все же не находили. Чаще эксплуатировались созданные еще в годы первой мировой войны, устаревшие «Остины».
Ярко выраженный милитаристский уклон «рабоче-крестьянского» государства был не единственной причиной. Существовали в молодой стране Советов и другие весомые факторы, не позволявшие ей стать передовиком в использовании вездеходов.
Дело в том, что из всех отечественных сырьевых отраслей больше всего вездеходы необходимы для того, чтобы сибирская нефть с газом бесперебойно продавались за границу. Сталинский СССР, в отличии от брежневского и Российской Федерации, не стремился зарабатывать на экспорте «черного» золота» и «голубого топлива». Ранний СССР делал упор на продажу за рубеж другого сырья - зерна.
На то имелось две причины:
1. Личные качества советского руководства. Товарищ Сталин любил повторять фразу, ставшую впоследствии крылатой: «Торговать ресурсами - значит торговать Родиной».
Справедливости ради следует заметить, что ресурсами ранний Советский Союз все же «приторговывал». Пусть и в меньших масштабах, чем поздний и РФ. На экспорт шел лес, ценные и редкоземельные металлы.
Нефтяной экспорт сталинский СССР тоже осуществлял, но не ради пополнения бюджета, а для политических целей. Так после заключения «пакта о ненападении» СССР начал поставки нефти в фашистскую Германию. Дабы удержать Гитлера от нападения. Не удержали…
После войны Советский Союз наладил углеводородный экспорт в страны Восточной Европы и ГДР. Опять-токи не для собственного обогащения, а ради налаживания отношений.
2. В те времена добыча углеводородов в западной Сибири не была суперприбыльным занятием из-за низких мировых цен на нефть. Вот и обходились в основном углеводородами, добываемыми в советских республиках с мягким климатом, ныне являющихся независимыми государствами.
Но именно тогда, после окончания Великой Отечественной войны и начала «холодной войны» с США и их союзниками взошла звезда советского вездеходостроения. Советские вездеходы выходили исполинскими, способными не только проехать, где угодно, но и выдержать на «своих плечах» целую ракетную установку.
К началу 1960-х «черное золото» на внешнем рынке начало стремительно дорожать. Освоение западносибирских месторождений и добыча нефти становится весьма рентабельной.
Это сказывается и на производстве вездеходов. Глухая тайга, тундра, мороз, никакой инфраструктуры на сотни километров – что за транспорт кроме вездеходов годился для работы геологов и транспортировки грузов, в том числе необходимых для обустройства скважин и прокладки нефтепроводов?
«Нефтяная игла»
Создание мощнейшей нефтяной промышленности в условиях вечной мерзлоты стало, пожалуй, самым грандиозным проектом в СССР после индустриализации 30-х годов.
Уже в марте 1960-го года в Западной Сибири «забил» первый нефтяной фонтан. За ним последовали остальные…
Индустрия стремительно развивалась. Заводы наращивали производство всего необходимого, включая вездеходы, некоторые из которых по своим гигантским размерам не уступали военным.
Грузов приходилось перевозить много, геологоразведочные экспедиции масштабные. Во многом это было связано с внешней военно-политической ситуацией, в частности арабо-израильским конфликтом, повысившим цены на нефть. Заводы едва успевали производить необходимое оборудование и транспорт, приходилось закупать часть на Западе. Вездеходов, впрочем, это не касалось. С их производством страна Советов прекрасно справлялась сама.
После распада
Первое время после распада СССР количество заказов на вездеходы резко упало. Основная масса техники требовалась «нефтяникам» и «газовикам», а они теперь почти перестали заниматься геологоразведкой и строительством новых месторождений, а значит, перестали покупать вездеходы.
За невозможностью реализовать продукцию, вездеходостроение пришло в упадок. Остались производства не для промышленности, а для личных нужд. Но таковых оказалось немного.
Однако с начала 2000-х годов российская промышленность начала потихоньку возрождаться. Сырье на международном рынке вновь начало резко дорожать. Этому во многом способствовал экономический «взлет» Китая и вторжение США в Ирак.
Российские сырьевые компании вернули практику разведки и обустройства месторождений. Благо в отдельные периоды стоимость барреля нефти достигала 100 с лишним долларов.
Вездеходная сфера получила второе дыхание. Хорошие результаты начали показывать немногочисленные производители, сохранившиеся с советских времен и сумевшие пережить «лихие 90-е». Появились и абсолютно новые производители вездеходов.
Расцвели и сырьевые сферы, с которыми даже в позднем СССР были проблемы. Например, сельское хозяйство. С хрущевских времен и первые десять постсоветских лет страна была крупнейшим импортером зерна. Но затем России удалось переломить эту ситуацию и превратиться в крупнейшего экспортёра.
Рынок быстро откликнулся выпуском вездеходов-зерновозов. И теперь достаточно зайти в интернет и вбить в поисковик нужную фразу – как перед вами сразу появятся предложения покупки или аренды зерновоза-вездехода.
Словом, вездеходы в силу природной особенностей нашей страны показали, что их использование не только удобно, но и серьезно удешевляет работу целых сырьевых отраслей.