Атомные вездеходы для личных нужд. Перспективы

29.02.2024

Недавно мир облетела сенсационная новость: российские ученые «МИФИ» создали прототип автономного радиоизотопного источника питания. Говоря проще, портативной ядерной батарейки.

Не успело событие попасть в новостные ленты и соцсети, как немедленно заговорили о скором использовании новшества для транспортных нужд. То есть о производстве автомобилей и вездеходов, в которых необходимая мощь генерируется благодаря ядерному распаду.

Звучит заманчиво. В самом деле, такой атомный вездеход (и не только) имел бы немало преимуществ. В первую очередь – он мог бы работать очень долго без подзарядки. Отправляясь надолго в путешествие куда-нибудь в дальневосточные дебри, где бензоколонки встречаются так же редко, как и русскоговорящие инопланетяне, вам бы не пришлось везти с собою канистры с топливом. И вообще, с учетом того, сколько сейчас стоит бензин и солярка, которые к тому же постоянно дорожают – авто и вездеходовладельцы были бы просто счастливы от того, сколько им удается сэкономить.

Мечтать, конечно, не вредно. А новинка российских ученых – важный шаг в создание ядерных генераторов нового типа.

Однако, идея и сам принцип работы транспорта за счет атомной энергии не является чем-то совершенно новым. В принципе, он уже был опробован и продолжает использоваться, правда, в очень ограниченном формате – ледоколы, субмарины.

картинка 1.jpg

А вот мирный атом для личных транспортных нужд — попытки создать что-то такое оказались менее успешными. Хотя и предпринимались…

 

Гладко было на бумаге, да забыли про овраги

В статье, посвященной вездеходной технике СССР, мы уже рассказывали о советских промышленных атомных вездеходах. Написано достаточно подробно, посему не будем повторяться. А вот об атомной транспортной технике для частных лиц поговорим чуть детальнее.

картинка 2.jpg

На фотографии: советский атомный автомобиль «Волга - Атом» на испытательный полигон под Северском. Это чудо инженерной мысли было продемонстрировано в 1965 году.

В ходе испытаний выяснилось, что устройство вполне рабочее, с приличным запасом хода. Хотя и без недостатков.

В частности, сама конструкция для управления не очень удобная. Из-за массивного движка водительское место пришлось убирать далеко назад. Систему охлаждения пришлось ставить непосредственно в кабину.

Кроме того, «Волга - Атом» оказалась крайне тяжелой. Отсюда серьезные проблемы с торможением – имеющиеся тормозные системы просто не справлялись с таким весом. До кучи мотор нагревался почти мгновенно, превращая салон в жаркую баню.

Данные минусы советские конструкторы пытались устранить. К сожалению, тогдашние технологии мало что позволяли улучшить. Проект был признан неудачным и свернут.

Сейчас 2024 год. Технологически человечество шагнуло далеко вперед и на первый взгляд то, что не получилось довести до ума почти 60 лет назад – стало реально усовершенствовать. Изобретение «МИФИ» здесь как нельзя кстати.

Казалось бы, технологически все готово к тому, чтобы мирный атом отправил на свалку истории бензин с соляркой. Атомные автомобили, атомные вездеходы, атомная авиация и многое другое уже должны были стать реальностью нашего времени.

Собственно, именно таким многие в те же 1960-е видели первую половину 21 века. Это покажется удивительным, но научные умы тогда всерьез считали, что эпоха двигателей внутреннего сгорания завершится в ближайшие 50 лет.

Не завершилась. На то имеются свои объективные причины.

Проблема в том, что за обилием дешевой энергии, даруемой мирным атомом, скрывается «бездна смерти». Имеются у ядерных устройств недостатки, которые настолько «жирные», что перебивают все плюсы.

 

Минусы атомного вездехода

Более-менее эрудированному человеку нет смысла объяснять, что такое радиация и какую опасность она несет. И несмотря на весь наш технологический прогресс универсальной защиты от радиации на все случаи жизни нет.

А случаев этих много.

Представьте себе атомный вездеход. Красавец, мощный, годами сможет ездить без заправки… Ляпота!

Но даже самая лучшая техника может сломаться. Либо налететь на огромный штырь. И что дальше?

А дальше – радиоактивное облучение не только водителя и пассажиров, но и всей окружающей среды на десятки километров.

Даже если поломка незначительная и не привела к радиационному заражению - оно появится, если поломку полезет устранять не специалист. Атомный двигатель – штука «нежная», требующая особой квалификации. Это вам не двигатель внутреннего сгорания чинить.

И представьте, как в эту «нежную штуку» полез простой механик из среднестатистического автосервиса…

А возьмите любое дорожно-транспортное происшествие. Ежегодно в мире происходят сотни тысяч ДТП. Но то бензиновые и дизельные транспортные средства. А представьте аварию с атомными вездеходами, автомобилями, мотоциклами, самолетами.

Чернобыль помните? Целые города и даже небольшие страны, а постепенно и большие, превратились бы в радиоактивные кладбища, где нет ничего живого, либо есть, но в виде таких жутких радиоактивных мутантов, что никакой голливудский ужастик и близко не валялся.

Именно чернобыльская катастрофа поставила крест на советских атомных вездеходах для промышленных нужд. А авария на атомной электростанции Фукусима-1 в Японии постепенно приводит к закрытию АЭС и снижению производства атомных субмарин во всем мире. Ибо японская авария поставила перед остальными поклонниками атомной энергетики насущнейший вопрос: если такое произошло в самой высокотехнологичной стране мира - что же говорить про остальных?

картинка 3.jpg

Посему, как бы заманчиво не выглядела бы идея атомных вездеходов – но старые добрые вездеходы на ДВС с нами всерьез и надолго.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.