Электровездеходы. Перспективы

13.03.2024

В одной из наших статей уже говорилось о преимуществах и недостатках электровездеходов. Главный объективный минус - фактическое отсутствие на сегодняшний момент источников энергии, которые одновременно были бы и компактными, и мощными.

Поэтому личный транспорт на электрической тяге до сих пор и не вытеснил транспорт с ДВС. Электромобили с электровездеходами проектируются, выпускаются. Но бензиново-дизельные машины по-прежнему преобладают на рынке.

Однако, если что-то сейчас преобладает, это не значит, что так будет до бесконечности. Работы по усовершенствованию источников и передатчиков энергии ведутся постоянно. На них государства и частные компании тратят ежегодно сотни миллиардов долларов. Из чего следует сделать вывод о том, что новая электрическая революция не за горами. Тем более первые ее ласточки уже есть.

Гелиотермальные батареи нового поколения

Вы наверняка знаете об использовании солнечных батарей некоторыми производителями электровездеходов для подзарядки их техники. К сожалению, пока что в ночную и просто пасмурную погоду производительность фотоэлектрических преобразователей солнечных панелей снижается более чем на 2/3. А значит, проблемы с электровездеходами, снабженных солнечными платформами достаточно существенные.

Спрашивается: какой же здесь выход?

1.     Забросить солнечную энергетику.

2.     Совершенствовать ее.

Забрасывать не хочется. Этот источник энергии привлекателен. Почти перпетуум-мобиле (вечный двигатель), созданный матушкой-природой. Соответственно, остается совершенствовать. Что и делается.

Дальше всех в этом направлении продвинулись американцы. Недавно ученые из Калифорнийского университета представили работающий образец нового поколения гелиотермальных устройств, способных обеспечивать выработку электричества по ночам. Работает ноу-хау по принципу, схожему с традиционной солнечной платформой, но в обратном порядке.

картинка 1.jpg

Грубо говоря, в ночное время суток электричество генерируется не благодаря тому, что свет падает на поверхность батареи, как днем, а благодаря тому, что сама батарея ночью оказывается более нагретой, нежели окружающая среда. Тепло уходит в окружающее пространство, что и обеспечивает выработку электричества.

А ведь это касается не только непосредственного самой платформы, но и других объектов. Включая и нашу планету. Днем поверхность Земли нагревается, ночью в меру остывает, а обратное инфракрасное излучение уходит в космос без всякой пользы для человечества. Во всяком случае пока без всякой пользы. Поскольку испытания, проведенные американцами, оказались достаточно успешными.

Да, новшество оставляет желать лучшего. Ноу-хау пока вырабатывает лишь четверть от традиционной солнечной панели. Однако ученые полны решимости совершенствовать свое детище до тех пор, пока данный недостаток не будет устранен либо сведен к минимуму.

Легко представить насколько эффективен будет электровездеход с подобной системой. Заряжается и днем, и ночью – никакой головной боли. Удобно!

картинка 2.jpg

Конечно, сначала такая техника будет стоить дорого. Даже электровездеходы с нынешними солнечными батареями обходятся покупателям весьма недёшево.

картинка 3.jpg

Ну, такова уж судьба высоких технологий. Сперва суперсовременные товары продаются по задранным ценам, в силу новизны и дороговизны производства, а затем их стоимость плавно снижается. Самый яркий пример здесь – мобильные телефоны. Четверть века назад мобильники были доступны только бизнесменам. А сейчас смартфон есть у любого человека.

Вездеходы, конечно до такой степени не подешевеют никогда. Но то, что со временем новая гелиотермальная энергетика прочно войдет в жизнь, и благодаря ей многие нынешние производители вездеходной техники на ДВС перейдут на выпуск вездеходов на электрической тяге, что и приведет к снижению цен на них, очевидно.

Некоторые энтузиасты возлагают большие надежды на еще один источник «халявной» энергии – «холодный» термоядерный синтез. Увы, данная технология развивается крайне медленно. Несмотря на огромные усилия и инвестиции, мало-мальски работающую модель такого устройства так до сих пор и не представили. Это, конечно, не значит, что термоядерные электровездеходы не появятся в далеком будущем – лет этак через сто или двести.

Но так далеко загадывать нам, ныне живущим, не имеет смысла. Нас же интересует то, что будет в ближайшие 10-20 лет. Тем, чем мы в перспективе сможем воспользоваться сами. А здесь ближайшая модель – электровездеходы с гелиотермальными панелями нового поколения. Плюс водородные и вездеходы на биотопливе.

 

Беспроводная передача электричества

Идея эта не нова. Эксперименты с передачей электричества на большие расстояния без проводов осуществлялись еще в прошлом столетии знаменитым сербским изобретателем Николой Теслой.

картинка 4.jpg

Впоследствии подобные опыты оказались заброшенными. В первой половине нынешнего века о них вспомнили. В 2016 году российские ученые из Университета ИТМО и специалисты НИИ Гириконд сумели передать электричество на расстоянии без проводов, с использованием керамических диэлектриков. Пока на небольшое - зажгли лампочку, находящуюся в 30 сантиметрах от генератора.

картинка 5.jpeg

Но начало положено. Технология продолжит совершенствоваться. В планах довести ее до возможности передачи электричества без проводов на десятки, сотни метров и даже километры. Электровездеход с такой технологией - настоящая панацея. Особенно в российских реалиях.

Провода к вездеходу, как к троллейбусу не прицепишь. Зарядные устройства, как для электромобилей, в тайге на каждом шагу не поставишь. А вот технология, которая позволила бы заряжать покорителя бездорожья, находящегося достаточно далеко от источника электричества – очень интересна и востребована.

Сейчас владельцу электровездехода приходиться беспокоиться о том, чтобы аккумулятор не сел в самом неподходящем месте. Конечно, производители браво заявляют, что зарядки хватит надолго. Однако практика показывает, что между заявлениями и реальностью дистанция весьма существенная…

Конечно, электровездеходы, способные заряжаться дистанционно от электростанции, поначалу тоже будут стоить безумных денег. Но со временем рынок изменится, товар подешевеет.

Словом, следующие десятилетия в плане выхода производства электровездеходов на совершенно новый уровень обещают быть очень интересными.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.