Вездеходы самодельные — какие бывают
27.12.2022Самодельные вездеходы - тема популярнейшая, в которой есть что обсудить, порекомендовать, а главное - научить. В силу чего она заслуживает отдельного рассмотрения. Поэтому, по ходу данной статьи выясним, как собственными руками сделать покорителя бездорожья и какие они вообще бывают. Поехали…
С чего начать?
С силового агрегата. На самодельные вездеходы обычно ставятся автомобильные двигатели, как наиболее доступные и подходящие по цене. Бензиновый или дизельный - решать вам. Дабы помочь определиться - небольшое напоминание:
- дизельный двигатель менее прожорлив
- движок на бензине легче завести при сильном холоде.
Основа вашего детища - рама. Для нее нужны трубы, желательно из стали. С сечением квадратного либо круглого, соединением по типу сварки, винта. Учитывайте износостойкость. Оптимальный вариант - пластиковая или алюминиевая обшивка, делающая конструкцию более легкой. В целях лучшей плавучести самодельного вездехода позаботьтесь о герметичности корпусного низа. Отдельный пункт - шины/гусеницы. Не забывайте: расстояние между днищем и землей должно быть достаточно высоким. В противном случае будете цепляться, преодолевая большие препятствия. Кстати, изменив колесный механизм за счет расширения опорной части, реально снизить нагрузку на поверхность дорожного полотна.
При желании в конструкцию добавляются большинство опций, что и в заводских образцах. Побеспокойтесь и о предпусковой системе. В тоже время помните аксиому: Простота конструкции = легкость настраивания и ремонта техники.
Самые популярные и распространенные модели самодельных вездеходов
Пальма первенства по популярности «держат» двухсекционные машины. Трёхсекционные в силу низкой маневренности большим успехом не пользуются. Самые распространенные модели - 4х4 переломки, вездеходы с движками Lifan и двумя цилиндровыми, либо четырьмя цилиндровыми двигателями жидкостного охлаждения. Название «Переломка» — отражение функциональных возможностей. Оснащенность структуры в форме рам из стали, креплённых на шарнире, предает машине дополнительную маневренность.
Сборку караката начните с продуманного чертежа. Помните: раме придется выдерживать основные нагрузки. Плюс дополнительные, возникающие при движении по труднопроходимой территории.
С учетом объема движка и трансмиссионной части для изготовления рамы возьмите металлический профиль (предпочтительнее из стали), с кусками, скреплёнными сваркой. Поставьте точки для крепления узлов. На рамной части требуются торцевые пластины с прорезями, закрепляющими подвижный кулак – внутри него происходит проведение карданного вала. Оное снижает вероятность повредить привода при движении. Полурамы следует обеспечить точками для установки мостов с усилителями. В завершении зачистите от признаков повреждений и покройте кислотным грунтом. Коробка крепится к силовой части, либо производится отдельный крепёж. Раздаточный вал и коробку передач устанавливайте на подушках, имеющих резиновые вкладыши – для уменьшения вибрации. Мосты расположите на кронштейнах. Затем закрепите гайками и стремянками. Не приваривайте детали — это может привести к изгибам и повреждениям полуоси. Подрежьте карданные валы, соедините трубу и шарниры с использованием контактной сварки. Окрашивайте ударостойкой краской, так как панелям кузова с внешней стороны достаточно автомобильной краски. В передней части конструкции установите силовой агрегат. Если используется жидкостное охлаждение, нужна площадь для монтажа радиатора. После его крепления на раме требуется установка топливного бака, соединяющегося и с механическим насосом, и с магистралями.
Далее остается установить 4 колеса с шинами низкого давления. С целью уменьшения веса и увеличения эластичности - извлеките из шин стальной корд. Обработайте посредством абразивного инструмента. После завершения сборки - проверьте свой Каракат. Если все нормально, перед вами - работающий самодельный вездеход на шинах низкого давления Каракат Переломка.
Бортоповоротный самодельный вездеход: все проще, чем кажется
Сооружение такой техники (чаще из «Уралов») начинается с подбора и изготовки колес. Для шин обычно используются камеры грузовых автомобилей. Реже - аграрных прицепов. Затем собирайте раму и устанавливайте нужные детали. Следует отметить, что при аккуратном повороте тормоза почти не задействованы. Однако они понадобятся при сильном маневре. Для максимальной безопасности можно установить и дополнительные тормоза.
По завершению рамы займитесь изготовлением колёсных дисков. Помните о том, насколько важно защитить самодельный вездеход от попадания песка, грязи и жидкости. Не забудьте о воздушном клапане из нержавеющей стали. Ось сооружения делается с помощью трубы: на неё устанавливаются подшипники. Наконец, осуществляется монтаж дисков. Завершается работа обшивкой железными листами. Ничего сложного.
Гусеничные самодельные вездеходы: специфика сборки
Создание таких транспортных средств начинается с монтажа прочного и водонепроницаемого кузова на основе стальных труб, выдерживающих большое напряжение. Потом устанавливаются непосредственно гусеницы. Для чего используется листовая резина, из которой изготавливают резину кольцевого типа. К её внешней стороне прикрепляйте алюминиевые лопатки. С обратной стороны монтируйте ограничители - ширина их шага не должна превышать ширины шага колеса. Через отверстия в кузове устанавливайте мосты, используя для защиты специализированные резиновые муфты. Ленту крепите так, чтобы и передние, и задние колёса находились между ограничителями.
Для поддержания ленты между основными колесами устанавливаются дополнительные. По завершению сборки добавьте защищающие от попадания грязи внутрь гусеничного самодельного вездехода сверхпрочные стёкла.
Помните: даже самодельный гусеничный вездеход должен обладать пятикратным запасом прочности. Это - необходимый жесткий минимум. Поэтому проверьте все элементы и части конструкции на работоспособность и прочность. И можете испытывать собранный агрегат в реальных условиях.
Сколько колес может быть у самодельного вездехода?
Ответ: столько же, как и у заводского. С учетом особенностей конструкции и сборки.
Чаще всего на самодельных вездеходах устанавливаются четыре колеса. Особенно, когда «легким движением рук» автомобиль Нива превращается в самодельный вездеход. В силу его простаты на данном превращении не буду останавливаться подробно. Скажу лишь, что нужны узлы от других автомобилей и диски с металлом для обшивки самодельного вездехода.
Четырехколесными обычно собирают и вездеходы на пневмоходу. Их особенность заключается в раме с шарнирно-сочленённым механизмом, обеспечивающим вращение колеса под углом к другим колесам. Такая конструкция увеличивает проходимость.
Еще проще из мотоциклов («ИЖа», «Урала» и т.д.) сделать трехколесный вездеход. Он же мотовездеход, обладающий маневренностью, легкостью, однако имеющий важный недостаток: трехколесные вездеходы менее устойчивые.
Кто действительно настоящие чемпионы по всем показателям, так это титаны на шести колесах. Шестиколёсные самодельные вездеходы - редкость. Но если все же собрали такой экземпляр - никакие преграды вам отныне больше не страшны.
Впрочем, я все же отдаю предпочтение заводским. Какой бы простой не была конструкция, но она требует времени, которого лично у меня немного. Да и зачем «изобретать велосипед», делая то, что можно купить в готовом виде?
Мне возразят: «зато самодельный вездеход обойдется дешевле».
Аргумент, безусловно, весомый. Однако, сейчас нет дефицита. Мы уже более 30 лет живем в условиях рыночной экономики, предлагающей одновременно недорогие и качественные товары. Возможно, как-нибудь я напишу отдельную статью, как правильно выбрать заводской вездеход. Если же вы твердо решили делать своими руками - изложенные выше рекомендации по сооружению самодельных вездеходов окажутся весьма кстати.