Как правильно выбрать шины низкого давления для вездехода
06.07.2023Шины низкого давления (ШНД) – пожалуй самый подходящий вариант для колесного вездехода.
ШНД представляют собою пневматические покрышки с максимальным воздушным параметром. Говоря проще - это «емкости» с большим объемом воздуха и как следствие давлением 0,1 - 0,4 Мпа.
Они гораздо мягче шин с высоким давлением. У ШНД по- минимуму кордовых слоев, тоненькие боковины с такими же бортовыми каймами и высокой эластичностью. Все это обеспечивает определенную фору по сравнению с «емкостями» высокого давления.
И форы этой, надо сказать, немало.
Преимущества ШНД
- Амортизация. Это то достоинство, которое буквально чувствуешь каждой клеточкой своего организма, передвигаясь на транспорте с шинами низкого давления;
- Равномерное распределение веса и оптимальное сцепление. При езде на пересеченной местности - качество незаменимое. Любой, кому хотя бы раз в жизни приходилось передвигаться по такой местности - подтвердит.
- Сведенный к минимуму ущерб почвам и дорожному покрытию. Это достигается благодаря минимальной нагрузке на грунт;
- Дорожный просвет. ШНД делают любую технику заметно выше. Это априори увеличивает расстояние между нижней частью транспортного средства и дорожным полотном, или землей. То, что сейчас называется модным словом «клиренс»;
- Проходимость. Обеспечивается она, надо сказать, не только клиренсом. Но и тем, что пятно контакта покрышек ПНД с поверхностью составляет около 1/3-1/4 всего диаметра колеса.
И неважно, о каком транспортном средстве идет речь: легковом автомобиле, грузовике, автобусе или вездеходе. Если на нем установлены ШНД – плавность движения гарантирована даже с самыми «страшными» выбоинами и колдобинами.
Это достоинство опять - токи особенно важно при покупке вездехода. Поскольку увеличивает то, ради чего, собственно, вездеходная техника и приобретается.
Критерии выбора
Однако несмотря на преимущества ШНД не все так просто. Шины нужно выбирать исходя из назначения вездехода, местности эксплуатации, возможности трансмиссии, зимний вариант и летний.
Нюансы следующие:
- Чем шире шина - тем ниже давление на грунт, а значит вездеход тем проще перемещается по слабонесущим грунтам, таким как болото.
- Высота шины. Чем выше шина -тем лучше геометрическая проходимость. Но в то же время - выше центр тяжести.
- Водоизмещение колеса. Чем больше объём колеса, тем лучше его плавучесть. Поэтому, колесо не должно быть высоким чтобы была большая плавучесть.
Круто?
Но имеются и минусы.
Ширина вездехода увеличивается, нагрузка на рулевое возрастает, из за увеличения пятна контакта.
Плюс - преодоление колеи, и т.п.
Минус - завышение центра тяжести, склонность к опракидыванию.
Например, колесо тром16 высотой 1600мм но шириной 600мм и посадочный диск 24 дюима, а шина арктик транс шириной 700мм высотой 1300мм, посадочный диск 21 дюйм. При этом водоизмещение колеса арктик транс выше чем у тром16.
Нехило влияет на проходимость и рисунок протектора.
Агрессивный рисунок протектора, с мощным развитым боковым зацепом, вреден для трансмиссии, излишнее ее нагружает. Но предпочтителен на глинистой и суглинистой почве.
При этом если рисунок обладает несколькими беговыми дорожками, то шина легко самоочищается и не замыливается на таком грунте, плюс положительно влияя на проходимость.
А вот на ковровом покрытии агрессивный протектор, наоборот, не желателен. Так как с лёгкостью «нокаутирует» верхний слой ковра и вездеход тонет. Поскольку ему несмотря на агрессивный развитый протектор - машине ему не за что зацепится.
Редкий рисунок с низким развитым протектором отлично подходит для зимней эксплуатации в снегу и на ковре. Однако не столь хорош для езды по суглинке и глине.
Активно развитый рисунок шестеренка, например, форестер, отлично подходит для болотистой местности; гораздо быстрее гребет на воде. Однако обладают меньшим водоизмещением из - за ширины 600мм.
С одной стороны - техника маневреннее. С другой - на скользких подъемах с боковым уклоном, не держат траекторию и соскальзывает, так как шашки шестеренки выступают в роли рельс.
Шина арктиктранс 1300х700х21 наиболее универсальный вариант. С хорошо развитой высотой протектора, большим водоизмещением, центральной беговой дорожкой, и сплошным рисунком елочкой.
Это позволяет не проваливаться в колею. Поскольку ширина превосходит основную массу колей, хорошо гребет в водной глади за счет высоты и сплошного рисунка, без прорези.
Кроме того, ширина обеспечивает низкое давление на грунт для коврового покрытия. Водоизмещение и ширина позволяют брать на борт больше груза при одних условиях по сравнению с шириной шины 600мм.
Резюмируем:
- Чем шире шина и менее агрессивный протектор, тем лучше для слабых грунтов (снег, болото, торф).
- Агрессивный протектор более подходящий для глины, суглинка, горной местности.
- Для плавания предпочтительнее вариант с большим водоизмещением и грунт зацепом. Это позволяет обеспечить зацеп за воду, создавая эффект пароходного колеса.
Соответственно, выбор ШНД для вездехода – дело весьма ответственное. Определитесь где и как планируете использовать покорителя бездорожья.