Отечественные вездеходы. Вчера и сегодня

13.09.2023

Отечественные вездеходы. Вчера и сегодня

Производство вездеходной техники – одна из самых динамических отраслей российской экономики. Отечественных вездеходов сейчас производится столько, что буквально «глаза разбегаются».

Конечно, можно сетовать на то, что в отечественных вездеходах обилие импортных комплектующих, что не все из них отличаются превосходными показателями… Все это так. Тем не менее, масштаб вездеходного рынка в Российской Федерации на сегодняшний день таков, что есть из чего выбрать даже самому привередливому охотнику, рыбаку, либо просто любителю отдыха в труднодоступных местах. А так же промышленникам. От нефтяников, до аграриев. 

картинка 1.jpeg

Вездеходное (и не только) изобилие давно стало привычным. А человек таким образом устроен, что к хорошему привыкает быстро. И кому-то может показаться, что так было если не всегда, то достаточно долго.

На самом деле обилие на рынке отечественных вездеходов сложилось за небольшой по историческим меркам период - 20 лет. Если же заглянуть чуть дальше и оценить, каким российское вездеходное производство было и каким стало – это небо и земля.

Посему мысленно совершим небольшое путешествие в прошлое и вернемся в настоящее – есть что сравнить.

Кома

Именно в таком состоянии находилось производство отечественных вездеходов до начала нулевых годов: пациент был близок к полному отключению всех жизненных функций, но сумел выбраться и вернуться к полноценной жизни.

Справедливости ради - в аналогичном состоянии находилась большая часть нашей экономики. Но отличительная черта вездеходной отрасли России заключается в том, что она сумела выкарабкаться в рекордно короткие сроки и перещеголять своих зарубежных конкурентов.

Пишу без всякого хвастовства и преувеличения - производство покорителей бездорожья в России действительно дает фору западным странам и «азиатским тиграм». В одной из следующих статей сравним возможности и показатели отечественных вездеходов и заграничных конкурентов.

Сейчас же о том, как произошло погружение в коматозное состояние, и резкий облагораживающей выход из нее.

Соберите свой вездеходВперёд

Вчера

Советский Союз поражал весь мир своими вездеходами – военными, арктическими, антарктическими, атомными, тягачами… 

Картинка 2.jpg

И вдруг, стоило только СССР исчезнуть с карты мира- как производство отечественных вездеходов практически накрылось медным тазом, говоря народным жаргоном.

Проблема в том, что советские производства были казенными и дотационными. Все заводы принадлежали государству, которое решало, что, кому, когда поставлять и по какой цене.

А потом «младореформаторы» заявили: отныне крутитесь сами. Т.е. акционируйтесь, приватизируйтесь и ищите покупателей на свою продукцию.

Легко сказать. Нелегко сделать. Особенно, когда для этого нет никаких экономических условий…

Традиционно наибольшими покупателями отечественных вездеходов была нефтяная и газовая отрасль, которая в значительной степени так же перешла в частные руки. Однако новоиспеченные хозяева, прозванные «олигархами», не торопились развивать приватизированные предприятия. Они почти прекратили заниматься геологоразведкой и строительством новых месторождений, предпочитая «доить» то, что осталось от советской власти. Соответственно, перестали покупать и вездеходы.

Такое поведение было обусловлено двумя факторами:

  • Угдеводородная сфера приватизировалась откровенно мошенническими способами. Те, кто ее «урвали» не были уверены в том, что завтра государство не потребует все назад.
  • Резкое падение цен на нефть, достигшее в 1998 г. 9 долларов за баррель. Что не сильно превышало себестоимость этого самого барреля. Какая уж тут разведка, новые мощности…

Казалось бы. Не берут промышленные вездеходы - возьмут технику, предназначенную для личных нужд. Но и с производством отечественных вездеходов для простых потребителей была масса проблем.

Отсутствие платежеспособного спроса среди населения (в те годы большинство россиян находились в положении «гол, как сокол»), наплыв дешевых импортных аналогов, дороговизна банковских кредитов, необходимых для реструктуризации производства под рыночные запросы, грабительские налоговые ставки, делавшие любое производство убыточным, кроме экспорта сырья - сочетание всех этих факторов приводило к тому, что вездеходостроение в нашей стране приближалось к концу. 

картинка 3.jpg

Сегодня

К счастью, конец не только ни наступил, но с начала нулевых годов начался и бурный рост производства отечественных вездеходов, который продолжается по сей день. Покорителей бездорожья изготавливают как появившиеся совершенно новые производители, так и те, кому удалось пережить «лихие 90-е». 

картинка 4.jpg

Факторами, приведшими к резкому изменению ситуации стали:

  • Резкое подорожание углеводородов и рядя другого сырья на международном рынке привело к росту уровня жизни населения России. Возник необходимый платежеспособный спрос, когда позвольте себе вездеход мог уже не только крупный бизнесмен или высокопоставленный чиновник, но и простой россиянин.
  • Изменились «правила игры» между крупным сырьевым бизнесом и государством. Государство не пересматривает итоги приватизации, а «сырьевики» вкладываются в приватизированное имущество, благо рост цен на сырье позволил получать сверхприбыли. Так российские нефтяные компании вернули практику разведки и обустройства месторождений, что создавало спрос на промышленные отечественные вездеходы.
  • Сократилась налоговая нагрузка и производство в России, наконец, стало прибыльным занятием.
  • Снижение процентных ставок по кредитам сделало их более доступным, как для новых производителей отечественных вездеходов, так и для модернизации сохранившихся с советских времен производств.

Рынок живуч. Столько только убрать препоны на его пути - как он быстро реагирует ростом производства. Особенно тех отраслей, которые жизненно необходимы. А учитывая тот факт, что страна у нас огромная, холодная и проблемы с дорогами остаются (да и не везде можно обустроить современную дорожную сеть) - производство вездеходной техники и является той самой жизненно необходимой областью.

На сегодняшний день отечественные вездеходы производятся всех типов, которые только придуманы и существуют.

Вездеходы для личных потребностей и для промышленных нужд.

Колесные, гусеничные, колесно- гусеничные, шнекороторные и вездеходы на воздушной подушке. 

картинка 5.jpg

Настоящие гиганты и помещающиеся в багажнике автомобиля мото и мини- вездеходы. 

картинка 6.jpg

С двигателями внутреннего сгорания и электровездеходы.

И т.д.

Все, пожалуй, и не перечислишь. Да и в этом не смысла. Главное, что есть техника, которую наша страна способна производить лучше других.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.