Отечественные вездеходы. Вчера и сегодня
13.09.2023Отечественные вездеходы. Вчера и сегодня
Производство вездеходной техники – одна из самых динамических отраслей российской экономики. Отечественных вездеходов сейчас производится столько, что буквально «глаза разбегаются».
Конечно, можно сетовать на то, что в отечественных вездеходах обилие импортных комплектующих, что не все из них отличаются превосходными показателями… Все это так. Тем не менее, масштаб вездеходного рынка в Российской Федерации на сегодняшний день таков, что есть из чего выбрать даже самому привередливому охотнику, рыбаку, либо просто любителю отдыха в труднодоступных местах. А так же промышленникам. От нефтяников, до аграриев.
Вездеходное (и не только) изобилие давно стало привычным. А человек таким образом устроен, что к хорошему привыкает быстро. И кому-то может показаться, что так было если не всегда, то достаточно долго.
На самом деле обилие на рынке отечественных вездеходов сложилось за небольшой по историческим меркам период - 20 лет. Если же заглянуть чуть дальше и оценить, каким российское вездеходное производство было и каким стало – это небо и земля.
Посему мысленно совершим небольшое путешествие в прошлое и вернемся в настоящее – есть что сравнить.
Кома
Именно в таком состоянии находилось производство отечественных вездеходов до начала нулевых годов: пациент был близок к полному отключению всех жизненных функций, но сумел выбраться и вернуться к полноценной жизни.
Справедливости ради - в аналогичном состоянии находилась большая часть нашей экономики. Но отличительная черта вездеходной отрасли России заключается в том, что она сумела выкарабкаться в рекордно короткие сроки и перещеголять своих зарубежных конкурентов.
Пишу без всякого хвастовства и преувеличения - производство покорителей бездорожья в России действительно дает фору западным странам и «азиатским тиграм». В одной из следующих статей сравним возможности и показатели отечественных вездеходов и заграничных конкурентов.
Сейчас же о том, как произошло погружение в коматозное состояние, и резкий облагораживающей выход из нее.
Вчера
Советский Союз поражал весь мир своими вездеходами – военными, арктическими, антарктическими, атомными, тягачами…
И вдруг, стоило только СССР исчезнуть с карты мира- как производство отечественных вездеходов практически накрылось медным тазом, говоря народным жаргоном.
Проблема в том, что советские производства были казенными и дотационными. Все заводы принадлежали государству, которое решало, что, кому, когда поставлять и по какой цене.
А потом «младореформаторы» заявили: отныне крутитесь сами. Т.е. акционируйтесь, приватизируйтесь и ищите покупателей на свою продукцию.
Легко сказать. Нелегко сделать. Особенно, когда для этого нет никаких экономических условий…
Традиционно наибольшими покупателями отечественных вездеходов была нефтяная и газовая отрасль, которая в значительной степени так же перешла в частные руки. Однако новоиспеченные хозяева, прозванные «олигархами», не торопились развивать приватизированные предприятия. Они почти прекратили заниматься геологоразведкой и строительством новых месторождений, предпочитая «доить» то, что осталось от советской власти. Соответственно, перестали покупать и вездеходы.
Такое поведение было обусловлено двумя факторами:
- Угдеводородная сфера приватизировалась откровенно мошенническими способами. Те, кто ее «урвали» не были уверены в том, что завтра государство не потребует все назад.
- Резкое падение цен на нефть, достигшее в 1998 г. 9 долларов за баррель. Что не сильно превышало себестоимость этого самого барреля. Какая уж тут разведка, новые мощности…
Казалось бы. Не берут промышленные вездеходы - возьмут технику, предназначенную для личных нужд. Но и с производством отечественных вездеходов для простых потребителей была масса проблем.
Отсутствие платежеспособного спроса среди населения (в те годы большинство россиян находились в положении «гол, как сокол»), наплыв дешевых импортных аналогов, дороговизна банковских кредитов, необходимых для реструктуризации производства под рыночные запросы, грабительские налоговые ставки, делавшие любое производство убыточным, кроме экспорта сырья - сочетание всех этих факторов приводило к тому, что вездеходостроение в нашей стране приближалось к концу.
Сегодня
К счастью, конец не только ни наступил, но с начала нулевых годов начался и бурный рост производства отечественных вездеходов, который продолжается по сей день. Покорителей бездорожья изготавливают как появившиеся совершенно новые производители, так и те, кому удалось пережить «лихие 90-е».
Факторами, приведшими к резкому изменению ситуации стали:
- Резкое подорожание углеводородов и рядя другого сырья на международном рынке привело к росту уровня жизни населения России. Возник необходимый платежеспособный спрос, когда позвольте себе вездеход мог уже не только крупный бизнесмен или высокопоставленный чиновник, но и простой россиянин.
- Изменились «правила игры» между крупным сырьевым бизнесом и государством. Государство не пересматривает итоги приватизации, а «сырьевики» вкладываются в приватизированное имущество, благо рост цен на сырье позволил получать сверхприбыли. Так российские нефтяные компании вернули практику разведки и обустройства месторождений, что создавало спрос на промышленные отечественные вездеходы.
- Сократилась налоговая нагрузка и производство в России, наконец, стало прибыльным занятием.
- Снижение процентных ставок по кредитам сделало их более доступным, как для новых производителей отечественных вездеходов, так и для модернизации сохранившихся с советских времен производств.
Рынок живуч. Столько только убрать препоны на его пути - как он быстро реагирует ростом производства. Особенно тех отраслей, которые жизненно необходимы. А учитывая тот факт, что страна у нас огромная, холодная и проблемы с дорогами остаются (да и не везде можно обустроить современную дорожную сеть) - производство вездеходной техники и является той самой жизненно необходимой областью.
На сегодняшний день отечественные вездеходы производятся всех типов, которые только придуманы и существуют.
Вездеходы для личных потребностей и для промышленных нужд.
Колесные, гусеничные, колесно- гусеничные, шнекороторные и вездеходы на воздушной подушке.
Настоящие гиганты и помещающиеся в багажнике автомобиля мото и мини- вездеходы.
С двигателями внутреннего сгорания и электровездеходы.
И т.д.
Все, пожалуй, и не перечислишь. Да и в этом не смысла. Главное, что есть техника, которую наша страна способна производить лучше других.