Паровой вездеход. История и современность

25.10.2023

Паровой вездеход. История и современность

Несмотря на обилие вездеходной техники, представленной на рынке, по типу двигателя вездеходы в основном делятся на электрические и модели с двигателем внутреннего сгорания (ДВС).

Но если быть объективными до конца, то следует добавить и третий тип: паровой вездеход, который обычно не учитывается. Что обусловлено вполне объективным обстоятельством.

Вездеходы с ДВС производятся в массовом порядке. Электровездеходы, пусть и составляют меньшинство, но тоже находят широкий потребительский спрос. А вот вездеходная техника с паровым двигателем в массовом порядке не выпускается.

Паровой вездеход – товар даже не штучный, а микроскопический. Его рекламу на просторах всемирной паутины не сыскать. Компании, которые специализируются на выпуске паровых вездеходов, без подготовки не сможет перечислить ни один эксперт.

Однако это не значит, что стать обладателем парового вездехода вообще нельзя. На нормальном рынке желание потребителя - закон для продавца. А это значит, что такой техникой обзавестись в принципе можно. По индивидуальному заказу.

Иными словами - обращаетесь к производителям говорите, что хотите паровую машину, а не с ДВС. Конечно, не все производители смогут выполнить подобный каприз. Но с учетом того, насколько сейчас развито производство вездеходов и как рьяно производители конкурируют за каждого покупателя – обязательно найдутся те, которые сделают вас счастливым обладателем парового вездехода.

У читателей наверняка возникнет резонный вопрос: к чему вообще городить огород с паровыми вездеходами, когда есть привычная техника с бензиновыми и дизельными двигателями?

Для ответа на данный вопрос стоит обратиться к истории создания паровых вездеходов и выяснить, а имеются ли у них какие- то преимущества перед транспортом с ДВС.

Покататься на вездеходе EnwixТест-драйв

Несостоявшийся стимпанк

В жанре альтернативной истории и научной фантастики имеется весьма

популярное направление: стимпанк. Это когда рассказывается, как выглядела бы человеческая цивилизация, если ретротехнологии не были бы вытеснены новыми, а продолжали бы совершенствоваться.

Особое значение в стимпанке занимает достигшая предела техника с паровой турбиной. Паромобили (паровые автомобили), паровые подводные лодки, паровые самолеты и вертолеты, паровые танки – частые спутники главных героев литературных произведений стимпанк-стиля.

картинка 1.jpg

В реальной жизни до авиации и другой сложной техники, работающей на пару, дело не дошло. А вот с паромобилями, паровездеходами, не говоря уже о паровозах, долго и успешно конкурировавших с поездами на ДВС, дела обстояли совсем иначе.

Когда-то именно транспорт на пару казался наиболее перспективным. Да и паровая машина гораздо старше, чем это принято считать.

История парового вездехода

Прообраз паровой турбины возник еще в колыбели человеческой цивилизации – Элладе. Более известной, как Древняя Греция. Именно тогда, в первом веке, выдающийся математик и механик Герон Александрийский явил миру то, что могло бы изменить весь ход человеческой цивилизации.

Конструкция Герона представляла собою наполненный водой шар с двумя изогнутыми в противоположные стороны патрубками. Шар закреплялся в специальной стойке, под ним горел огонь. Он превращал воду в пар, выходивший через патрубки и шар вращался.

картинка 2.gif

Казалось бы - изобретение перевернет мир в ближайшие годы. Оно перевернуло – но лишь через 17 веков после своего появления. Проблема заключалась в том, что Древняя Греция, как почти все человеческие общества в те времена, была рабовладельческой. Покупать и заставлять вкалывать рабов и рабынь было проще и дешевле, нежели внедрять новшества. По этой причине Геронов шар не нашел применения в хозяйстве.

Эпоха рабовладения сменилась эпохой феодализма, а он — Новым временем. Произошла промышленная революция, подневольный труд начал активно вытесняться наемным, стало выгодно внедрять нововведения. И в

изобретение гениального грека «вдохнули вторую жизнь».

В Европе разработками паровым машин занимались Дени Папен, Фердинанд Вербист, Джеймс Уатт, Ричард Тревитик. В Америке - Оливер Эванс. В России - Иван Ползунов.

Идея парового вездехода возникла позже – в начале 20 века. Ее воплощение имело свою особенность. Если другая техника сначала создавалась на паровом двигателе, а затем с ДВС, то прототип парового вездехода появился в один год с прототипом вездехода на двигателе внутреннего сгорания.

В 1903 г. голландские промышленники братья Спайкеры собрали первую в мире, пусть и примитивную, но все же вездеходную машину с ДВС. В том же 1903 г. английский инженер Джозеф Диплок продемонстрировал схожую машину, но работающую за счет пара.

Картинка 3.jpg

Поначалу два типа вездехода, что называется «шли ноздря в ноздрю», успешно конкурируя друг с другом. Постепенно, по мере совершенствования, бензин с дизелем вытеснили пар. В том числе в вездеходостроении.

Правда, вытеснение не везде происходило быстро. Так, Советский Союз вплоть до начала второй половины двадцатого столетия мог похвастаться целым рядом неплохих паровых машин: ЯГ-10, МП-28, «Саксенберг», НАМИ-012 и т. д.

картинка 4.jpeg

Однако и они со временем уступили машинам с двигателями внутреннего сгорания.

Нужны ли паровые вездеходы в настоящее время?

Недостатки транспортных средств на пару хорошо известны. В первую очередь для них требуется запас воды и для начала работы нужно продолжительное время, необходимое для нагревания и испарения воды.

Согласитесь - не очень удобно. Потому двигатели внутреннего сгорания в конечном счете и «переиграли» паровые. Однако не следует думать, что паромашина не имеет никаких преимуществ и абсолютно во всем проигрывает ДВС. Вовсе нет.

Главный плюс транспорта на пару — его «всеядность». Его можно кормить любым топливом, начиная от угля и заканчивая дровами. ДВС же, как известно, требуют специализированного топлива, да еще и качественного.

А теперь давайте посмотрим сколько сейчас стоит солярка и бензин. Понимаю - тема очень болезненная. Поэтому сделанный по индивидуальному заказу либо собранный самостоятельно паровой вездеход, особенно на фоне постоянно дорожающего топлива для ДВС, можно рассматривать как вполне себе хороший вариант. Тем более, что дрова сейчас купить не проблема. Особенно если вы живете неподалеку от лесного массива.

Правда, использование парового вездехода окажется довольно ограниченным. Пополнять запасы топлива в дороге весьма проблематично. Поэтому далеко на нем все-таки не уедешь.

Но если вы живете в местности, где с дорогами беда и не планируете уезжать далеко от дома – почему бы и нет?


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.