Самые необычные вездеходы

Самые необычные вездеходы

18.12.2023
Мы привыкли к тому, что вездеходная техника, несмотря на все свое разнообразие, имеет набор определенных стандартов. Пусть и довольно широких.
Однако некоторые вездеходные типажи настолько отличаются от остальных, что рассеивают все стереотипы. Вырисовывается один – единственный стандарт для вездехода – проходимость. Способность проехать там, где никакой другой вид транспорта больше не проедет. Все остальное настолько разнообразно, что трудно подогнать под определенный критерий. И самые необычные вездеходы, какие только были созданы, сей тезис лишь подтверждают. Даже если они не пошли в массовое производство.
Об этих «необычностях», выходящих за привычные рамки, и поговорим. Хотя многие из описываемых моделей и являются реликтовыми, тем не менее, эти необычные вездеходы внесли свой вклад в создание современной вездеходной техники.

«Носорог»

Бывший СССР был умел поражать мир самыми невероятными вездеходами. Выпускали потрясающие вещи, начиная от крошечных марсоходов размером с книгу и заканчивая гигантами, с легкостью перевозивших в непролазных болотах целые ракетные установки.
Однако главный внешнеполитический и идеологический соперник Советского Союза, Соединенные Штаты Америки, тоже умел удивлять человечество своими вездеходными образцами. Пусть и в меньших масштабах, чем советское государство. Именно в США появился «Носорог».
Как вы понимаете, речь идет не о семействе непарнокопытных млекопитающих, а о вездеходах-амфибиях, которые в 1950-е годы сконструировал американский инженер Эли Эжнайдес. Правильное их название – Rhino. А «носорогами» прозвали за внешнее сходство с этими животными.
Казалось бы – как вообще можно сделать вездеход, похожий на могучего обитателя тропических областей Африки, Северо- Восточной Индии и некоторых других районов планеты?
Эжнайдес придумал, как.
В качестве движителя использовались громадные полусферические колеса диаметром 180 см спереди и 90 см сзади. Корпус изготавливался из стального основания, обшивался алюминиевыми панелями и имел длину 5,7 метра. Снаряженная масса Rhino достигала 5 тонн.
Своеобразной была и кабина. Место водителя находилось в верхней части корпуса и закрывалось стеклянным обтекателем.

картинка 1.jpg

Вездеход оснащался дизельным двигателем Ford, подключаемым полным приводом. Благодаря всему этому «Носорог» имел два важных преимущества:
1. Скорость. Вездеход развивал на воде скорость в 8 км/ч. А на суше – до 72 км/ч. Даже сегодня не каждый вездеход обладает такими скоростными характеристиками. А что говорить про середину прошлого столетия?
2. Превосходную плавучесть. «Носорог» не просто быстренько «ходил» по водичке. Те, кто на нем ездили, называли Rhino «подводной лодкой на колесах».
К сожалению, судьба «Носорогов» оказалась довольно печальной. Внедрить их в массовое производство изобретателю так и не удалось. Однако технические достоинства «Носорогов» использовались для создания более поздних моделей.

«Мутант»

Как вы снова понимаете – мы опять говорим о технологических мутантах, а не о биологических. Если на Западе разработкой конструкций транспорта, представляющей собою гибрид разных видов техники, чаще занимались энтузиасты-частники, то в СССР это было поставлено на поток государством. Поэтому и неудивительно, что Советский Союз являл миру такие «экспонаты», что даже специалисты порой «ломали голову»: вездеход ли это, или уже нечто иное?
Так обстояло дело с ЗИЛом-135Ш. На фото вездехода сразу бросается в глаза наличие серьезного авиационного компонента. А именно, позади стандартной кабины возвышался солидный изгиб рамы с опорно-поворотными стойками самолета Ил-18.

картинка 2.jpg

Крыльев, правда, не было, и летать чудо инженерной мысли не могло. Задача конструкторов была иной: создать машину, которая при высокой грузоподъемности обладала бы одновременно и хорошей маневренностью.
Что и было сделано. Благодаря «самолетным добавкам» все движители вездехода могли синхронно поворачиваться в ту или иную сторону на угол до 90 градусов. Что делало его буквально незаменимым в условиях Крайнего Севера (и не только).

Мы рождены, чтоб сказку сделать былью…

Скрестить вездеход с самолетом - казалось бы, может ли что-то быть круче? Может, если скрестить вездеход с электростанцией. Да еще на ядерной энергии.
Думается, что смотрели знаменитую трилогию «Назад в будущее», где превращенный в машину времени легковой автомобиль для выработки необходимой мощности использовал плутоний. Советский атомный вездеход использовал уран-235. Но и это произвело настоящий фурор в мире.
Чудо советской инженерной мысли под аббревиатурой ТЭС-3 впервые испытали в 1961 году. Полное наименование - транспортабельная электрическая станция. По сохранившимся фотографиям видно, что вездеход- АЭС обладал внушительными размерами.

картинка 3.jpg

Конечно, он не был самым огромным советским вездеходом. В первой в мире стране социализма выпускались и такие гиганты, что затмевали собою даже трехэтажные дома. Главным здесь было именно использование ядерной технологии.
ТЭС-3, расходуя до 14 грамм урана в сутки, обеспечивал 1,5 МВт энергии. Что позволяло геологам и полярникам работать в относительно комфортных условиях. Насколько это вообще было возможно в самых «морозильных» регионах огромной страны.
Советские атомные вездеходы не ограничивались ТЭС-3. Другой советский проект передвижной атомной электростанции - Памир-630Д – начал разрабатываться в начале 1970-х годов.

картинка 4.jpg 
Казалось бы, ТЭС-3 и Памир открыли дорогу к массовому производству атомных вездеходов, в том числе и более компактных для обычных потребителей. Но это так и осталось на уровне благих пожеланий. Грянувшая Чернобыльская катастрофа резко охладила пыл тех, кто считал атомную энергетику панацеей от всех бед и поставила крест на дальнейшей разработке атомных вездеходов.
Впрочем, не только атомных. Наступило значительное сокращение конструкций необычных вездеходов и других типов. Закончилась «холодная война», в нашу страну «пришла» рыночная экономика, ориентированная на нужды потребителей, требовавших более стандартизированной техники. Каковая, собственно, и преобладает на сегодняшний день

fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.