Шнекороторный вездеход. История создания и актуальность на сегодняшний день

20.07.2023

Трудно найти человека, который никогда не видел мясорубки. А большинство не просто видели, но и прокручивали в ней мясо для котлет или картофель на драники.

Казалось бы, как связаны мясорубки и вездеходы. Разве может быть у них что-то общего?

Может.

Правда, не со всеми вездеходами, а только с одним типом - шнекороторным вездеходом. Он же шнековый вездеход он же шнекоход. Общим у шнекороторных вездеходов с мясорубками (особенно ручными) является то, что в их основе лежит один и тот же механизм – шнек или ротор ( и даже шнекоротор, ежели соединить оба этих слова).

Что же представляет собой данный механизм?

Ничего сложного. Это стержень, со сплошной винтовой поверхностью вдоль продольной оси. Вращаясь, он совершает определенную работу. А вот какую - зависит от того, где он применяется.

Ротор прост и удобен одновременно. Поэтому, его использование не ограничивается вездеходами и мясорубками. Вот где эксплуатируются шнеки:

  • В сверлах для удаления стружки;
  • Для подачи и смешения насыпных и жидких компонентов;
  • В магазинах стрелкового оружия;
  • В устройстве ледового комбайна;
  • - В устройстве зерноуборочного комбайна;
  • В цепных экскаваторах;
  • В растворонасосах штукатурной станции;

И т.д.

Нас интересует использование шнека в качестве движителя. Как выглядит шнековый вездеход - известно. Это массивное транспортное средство, по бокам корпуса которого располагаются роторы. 

Шнекороторный вездеход

А вот история шнекохода не так известна, при этом довольно интересна. Особенно та её часть, которая касается причин не слишком широкого распространения шнекороторных вездеходов.

Соберите свой вездеходВперёд

И трактор, и вездеход

Первый шнек появился очень давно. Еще в древней Греции. Придумал его примерно в 250 году до н. э. выдающийся ученый Архимед (хотя есть мнение, что это был кто-то другой), и в честь изобретателя он получил название Архимедов винт.

По тем временам это было настоящее ноу- хау. Оно моментально нашло применение в повседневной жизни, в частности использовалось для подъёма воды в оросительные каналы. Но прошли тысячелетия прежде чем другой гений додумался использовать Архимедов винт в качестве движителя.

В 1868 году американским изобретателем Якобом Моратом был собран и запатентован первый в мире шнекоход. Он представлял собою сани с архимедовыми винтами по бокам.

Назвать это устройство полноценным вездеходом было сложно. В тот период главными средствами передвижения были конные повозки и паровозы. Двигатель внутреннего сгорания только появился.

Поэтому первый шнекоход предназначался для пахоты полей и различных земляных работ. Но на этом его развитие не остановилось.

Вообще шнекоход - изобретение, к созданию которого приложили руку несколько людей. Это и российский инженер Дергинт, получивший патент на усовершенствованную модель в 1900 году, и Джеймс Пиви из Мэйна, собравший паровой шнекоход, и даже один из отцов автомобильной промышленности США - знаменитый Генри Форд.

Как и Морат, Форд рассматривал новшество в качестве техники для сельскохозяйственных нужд. Но воплощал его на практике не так быстро, как автомобили. Лишь в 1926 году компания Форда представила миру первый шнекороторный трактор, получившей название “Снежный дьявол”. 

Снежный дьявол

Однако другие рационализаторы справедливо считали, что для аграрного сектора нововведение не подходит. А вот для покорения самых труднодоступных мест - то что нужно. Так шнекоходы и стали рассматриваться в вездеходной концепции. Это послужило толчком к их развитию.

Эволюция шнекороторного вездехода

Приобретение шнекоходами современного вида началось с работы германского офицера Иоганна Раделя в 1944 году. Глядя на бездорожные просторы Советского Союза, в которых немецкая техника буквально «тонула», Радель и сконструировал подходящий для подобных условий шнекороторный вездеход.

Наладить их производства не успели. Через год гитлеровская Германия была разгромлена и ее жителям было не до вездеходов. А вот страны - победительницы конструкцию оценили...

В Советском Союзе производство шнекороторных вездеходов было тесно связано с нефтяным бумом 1960-х. В 1967 году свет увидел ШН-67 - первый шнекоротороный вездеход разработки ЗИЛ. 

Эволюция шнекороторного вездехода

Далее развитие шнековых вездеходов пошло быстрее. Шнекороторные вездеходы ЗИЛ-2906, ЗИЛ-29061… В 1972 году построен большой и, пожалуй, самый известный советский шнекоход - ЗИЛ-4904. 

развитие шнековых вездеходов

Однако он, равно как и другие, не получили массового распространения. Хотя после развала Советского Союза в России появились новые производители шнекоходов, но до масштабов производства гусеничных и колесных вездеходов им далеко.

Любопытно, что и в США, где тоже имеются свои производители вездеходов, шнекороторы остаются почти «штучным» товаром.

В чем же дело? Почему шнекороторные вездеходы не производятся в таких масштабах, как колесные и гусеничные вездеходы?

На это имеются вполне объективные причины.

Минусы перевешивают плюсы

Казалось бы, шнекороторный вездеход отличается прекрасными показателями. Грязь, снег, болота - везде пройдет. Трудно найти такие препятствия, которые вездеход на архимедовых винтах не способен преодолеть.

Но есть у шнекороторного вездехода такие недостатки, которые сильно перевешивают его достоинства.

Проблема заключается в том, что вездеходы на архимедовых винтах не подходят для езды по твердым поверхностям - асфальту, бетону.    

Двигаться то по твердому покрытию шнекоротор, конечно, может. Но последствия будут самыми печальными – грунт просто превратиться в подобие перепаханной грядки. А значит, после бравой езды на шнекороторном вездеходе придется восстанавливать асфальтовое покрытие. Не меньший урон, кстати, вездеходы на Архимедовых винтах наносят и почвам.

Кроме того, стоит шнекоротору «почувствовать» землю, его начинает сильно сносить в сторону. Машина обладает низкой скоростью, при этом энергетические затраты у них довольно высокие.

Вышеперечисленные недостатки влекут за собой еще один - дороговизну в эксплуатации. Шнекороторные вездеходы к месту «покатушек» приходится доставлять грузовиками, либо вездеходами других типов, а затем выгружать. 

шнекоротор

Кому такое по карману?

Вот и получается, что шнекороторные вездеходы актуальны только для узкого сегмента, связанного с разведкой месторождений полезных ископаемых и доставкой грузов для их обустройства и функционирования в условиях сибирских морозов, плюс проведения в данных условиях экспедиционных и спасательных работ.

В то же время, для этих целей прекрасно подходят и гусеничные и некоторые колесные вездеходы, которые при этом лишены недостатков шнекороторов.

Производители означенное прекрасно понимают, соответственно, делают упор на производство куда более универсальных колесных и гусеничных вездеходов, которые и для личных нужд подходят, и нефтегазовый бизнес не подведут, и спасателей с экспедицией.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.