Советские марсоходы

16.11.2023

Союз Советских Социалистических Республик был воистину страной контрастов. Имея структурные проблемы со снабжением населения даже товарами первой необходимости, выражавшихся в знаменитом дефиците, он одновременно создавал уникальные для своего времени самолеты, ледоколы, вездеходы. Последние задействовались и за пределами Земли, в прямом смысле слова. Конечно же, имеются в виду луноходы и марсоходы.

Контраст сей объясняется просто. При всех своих недостатках советская экономическая модель обладала непревзойденным достоинством: она позволяла в кратчайшие сроки максимально «мобилизовать» людские ресурсы для решения глобальных задач. Будь то индустриализация, освоение углеводородных запасов Западной Сибири или космическая экспансия.

В этой экспансии СССР не просто шел «бок о бок» с США, но по некоторым показателям умудрялся оставлять американцев позади. Именно так и произошло с первыми в мире запусками для изучения Марса.


Притягательная планета

Четвертая планета нашей Солнечной системы, названная в честь римского Бога войны, издавна привлекала человеческое внимание.

вездеход

Главный вопрос, который волновал ученых более ста лет: возможна ли в суровых природных условиях Марса жизнь, особенно разумная?

Пока ученые мужи «ломали копья», сначала литература, а затем и кинематограф взяли на вооружение сюжеты про столкновения землян с марсианами. Их родоначальниками стали «Войны миров» Герберта Уэллса, «Барсумская серия» Эдгара Берроуза и конечно же «Аэлита» Алексея Толстого.

Несмотря на то, что наука успешно опровергла измышления фантастов, этот жанр по-прежнему продолжает радовать миллионы людей по всему миру. Ведь многим хочется верить в то, что мы не одиноки во вселенной и на соседней с нами планете обитают братья по разуму.

Хотя братьев никто так и не обнаружил – СССР умудрился опередить НАСА с его программой «Викинг» в запуске первых космических аппаратов с марсоходными вездеходами на «красную» планету. Правда, советская активность в этом направлении оказалась не столь успешной, как американская…

Но обо всем по порядку.

ПрОП-М

Именно так назывались советские марсоходы, работа над которыми продолжались как минимум пять лет. Полное название по документам: «Прибор оценки проходимости».

Над марсоходными вездеходами трудились в общей сложности 150 человек во главе с инженером- конструктором Александром Кемурджианом. Уровень секретности был такой, что даже сын Кемурджиана узнал, над чем работал его отец, лишь после того, как автоматическая межпланетная станция «Марс-3» отправилась в космос, унося с собою марсоход.

Подобная секретность объяснялись тем, что никто точно не знал, с чем придется столкнуться ПрОП-Мам. Знаний о «красной» планете в те времена было всего ничего.

Может, станция «накроется» в крайне разряженной марсианской атмосфере. Возможно, марсоход просто не будет функционировать в климатических условиях «красной» планеты. Наконец, вдруг - чем черт не шутит - действительно существует марсианская цивилизация, которая, не разобравшись, разнесет неизвестный объект?

Оплошать же никому не хотелось. Получится - отлично. Все узнают. Не получится – граждане ничего не узнают.

Строжайшая секретность сыграла злую шутку. Именно во многом из-за нее процветает стереотип, что первым в 1975 году на Марс полетел американский «Викинг». Хотя на самом деле СССР опередил США.

Характеристики советских марсоходов

ПрОП-М имел весьма небольшие размеры: 25 см в длину, 22 в ширину и 4 — в толщину.

вездеход

Пожалуй, столь маленьких вездеходов советская промышленность ранее не знала. Меньше были только игрушечные вездеходы.

Помимо размеров советские марсоходы имели своеобразную систему передвижения. Первоначально их хотели оснастить колесами, но от этой идеи отказались.

Поскольку, как замечено выше, в те времена никто точно не знал, что представляет из себя поверхность Марса, ПрОП-М снабдили расположенными по бокам и чуток приподнимающими их корпус полозьями. Это было сделано на случай сыпучего грунта, по которому лучше передвигаться на «лыжах».

вездеход

Предполагалось, что «лыжи» будут «шагать», перемещая марсоход на 1 метр в час. Такие черепашьи темпы обуславливались как исследовательской необходимостью, так и высоким риском наткнуться на препятствия. В таком случае марсоходный вездеход должен был останавливаться и ждать команды с Земли, что могло занять до 20 минут.

Для обнаружения помех марсоход спереди оснащался двумя тонкими стрежнями, представлявшими собою датчики обнаружения препятствий. Само собою, он имел и аппаратуру, предназначенную для исследования красной планеты. Динамический пенетрометр с гамма-лучевым плотномером предусматривались для оценки плотности и структуры грунта красной планеты.

Прием и передача сигнала с нашей планеты осуществлялись через посадочный модуль, соединенным с ПрОП-Мом 15-метровым кабелем, на манер пуповины. Что и обеспечивало марсоход питанием и управлением.

вездеход

Казалось бы, всё должно было пройти успешно.

Увы…

Судьба марсоходов

В мае 1971 -го года СССР с небольшим временным промежутком осуществил два запуска на красную планету. 19 мая с Байконура стартовала ракета «Протон-К» с автоматической межпланетной станцией «Марс-2», а всего через 9 дней дополнительно отправилась АМС «Марс-3». Входившие в их состав марсоходы были одинаковыми.

27 ноября того же года «Марс-2» разбился при посадке. Его «близнецу» повезло чуть больше, но ненамного.

2 декабря «Марс-3» сел на поверхность красной планеты без повреждений. Манипуляторы спустили на грунт марсоход. Началась передача панорамы окружающей поверхности. Изображение получилось «размазанным» - фон без четких границ. А через 14 секунд сигнал вовсе пропал и больше не появлялся. Связь пропала насовсем. Как полагали впоследствии специалисты — из-за пылевой бури вышла из стоя аккумуляторная батарея.

Американские «Викинги» оказались более успешными. Они смогли передать на Землю цветные фотографии более лучшего качества, та так же анализы грунта. Что существенно пополнило знания человечества о четвертой планете нашей солнечной системы. Благодаря чему интерес к Марсу не утихает до сих пор.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.