Советские внедорожники

21.09.2023

Советские внедорожники

Когда мы слышим «внедорожник» - ассоциация обычно возникает с западными странами и «азиатскими тиграми». Американский внедорожник, германский внедорожник, японский, корейский, китайский…

И мало кто вспоминает о том, что были и советские внедорожники. Причем, с впечатляющими показателями и характеристиками.

Прекрасно понимаю, что написанное мною вызовет скепсис; советская автомобильная техника не отличалась удобством и комфортабельностью.

Но если говорить о чисто технических показателях - некоторые советские внедорожники, не только ни уступали, а порой и превосходили своих зарубежных собратьев.

Словом, советские внедорожники заслуживают того, чтобы рассказать о них подробнее.

С чего начался ГАЗ

Несмотря на то, что огромную роль в появлении Горьковского автомобильного завод сыграла американская компания Форд - ГАЗ, тем не менее, стал подлинной «жемчужиной» отечественного автомобилестроения. Собственно, с него и началось производство советских внедорожников.

Завод, как и многие предприятия той эпохи, был построен ударными темпами. Уже в 1941 году приступили к производству автомобилей ГАЗ 61 и ГАЗ-64. Последний имел полноприводную трансмиссию с четырехступенчатой коробкой передач, без демультипликатора 

картинка 1.jpeg

Внедорожники предназначался в первую очередь для фронта. Казалось бы - война должна «подстегивать» производство техники, крайне необходимой в условиях советского бездорожья. Однако к 1943 году произвели всего 762 ГАЗ - 64.

Массовыми смогли стать лишь продолжение модели ГАЗ-64 – советские внедорожники ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б. 

картинка 2.jpg

По сравнению со своим прародителем они были существенно модернизированы. Увеличенная колея, двигатель до 54 лошадиных сил… По тем временам очень неплохие показатели.

Производство осуществлялось в течении десяти лет – с 1943 по 1953 годы. За это время было сделано более 90 тысяч автомобилей данного класса. В основном для армии, промышленности и сельского хозяйства.  

Не следует думать, что производством внедорожников занималось лишь Горьковское предприятие. К процессу «подключился» Ульяновский автомобильный завод. После чего дело пошло еще успешнее. За 20 лет, с 1952 по 1972 г. было изготовлено более полумиллиона знаменитых на весь социалистический блок восьмиместных ГАЗ-69 и пятиместных ГАЗ-69А 

картинка 3.jpg

Внедорожники выделялись мощными двигателями с подключаемым передним приводом. Плюс понижающей передачу в трансмиссии.

«Народный» внедорожник, так и не ставший массовым

Несмотря на успехи советского автомобилестроения существовала одна огромная проблема – не вся продукция автозаводов предназначалась для простых людей страны Советов.

В условиях тогдашней экономической системы частный бизнес был практически запрещен (кроме артелей и колхозных рынков, которые назвать «бизнесом» можно лишь с очень большой натяжкой). Т.е. вы не могли нанять работников и начать выпуск тех же внедорожников для населения – за сие безобидные фортели в СССР было предусмотрено начиная от тюрьмы и заканчивая смертной казнью. Вот и приходилось советским гражданам ждать, когда государство произведет достаточное количество товаров.

А для государства на первом месте были нужды армии, потом - промышленности, затем - сельского хозяйства. И лишь в самом конце - рядовых потребителей. Что вносило существенный вклад в товарный дефицит.

Соответственно, пойти в автосалон и свободно купить автомобиль как сейчас в СССР было нельзя. Нужно было встать на очередь, получить разрешение соответствующих инстанций, и лишь после бюрократической волокиты, когда подходила очередь, становились обладателем авто.

Не любого. Некоторые модели предназначались не для свободной продажи, а для партийного аппарата, генералитета, именитых писателей, типа Михаила Шолохова, и прочей номенклатуры. Именно так и обстояло первоначально с означенными внедорожниками.

Советская власть, все же отдадим ей должное, проблему худо- бедно, решать пыталась. Был разработан внедорожник ГАЗ - М72, формально продававшийся всем желающим 

картинка 4.jpeg

Однако на практике с 1955 по 1958 год собрали менее пяти тысяч данных внедорожников. Для гигантской страны это даже не мизерные, а микроскопические показатели. (Некоторые внедорожники выпускались и вовсе поштучно. Так полноприводную Волгу ГАЗ-24-95 сделали в количестве… пяти экземпляров).

Правда, попытка насытить потребительский рынок внедорожниками не ограничивалась моделью ГАЗ - М72.

Покататься на вездеходе EnwixТест-драйв

На сцену выходили Москвичи

Речь, как понимаете идет не о коренных жителях столицы, а о ставшем легендарном советском внедорожнике Москвич-410. Позднее - 410Н и универсал - Москвич- 411 

картинка 5.jpg

Внедорожник сочетал в себе превосходную трансмиссию с понижающей передачей и комфортабельный легковой кузов. Казалось бы – что еще надобно советскому человеку для полного счастья?

А надобно того же, чего и раньше - товарного изобилия.

Но оно-то как раз даже с новыми советскими внедорожниками по- прежнему не наступало. В 1957-1961 гг произвели всего порядка 10 тысяч Москвичей всех модификаций. Это больше, чем ГАЗ - М72, но ненамного.

Поэтому доставали данные советские внедорожники в основном по блату. В условиях дефицита связи с «нужными людьми» оказывались несравненно более ценным ресурсом, нежели. В противном случае можно было простоять за ними в очереди до самой смерти…

Звездный час УАЗа

В 1972 году ульяновский завод начал радовать новой моделью внедорожника УАЗ - 469. Он стал самым массовым советским внедорожником второй половины прошлого столетия 

картинка 6.jpg

Качество автомобилей этого класса было так высоко, что его экспортировали не только в братские социалистические страны, но даже в некоторые капиталистические. В частности, Италию. Жители Апеннинского полуострова сами будучи хорошими автомобилестроителями, имея развитую автомобильную промышленность, тем не менее, высоко оценили достоинства советского внедорожника.

Жителям самого СССР, как и всегда, везло гораздо меньше. Достать даже по великому блату новенький УАЗ – 469 было почти невозможно. А вот списанные, ранее использовавшиеся УАЗики продавались.

 

Пережившая СССР

Наряду с УАЗиками другая самая долгоиграющая модель советских внедорожников, безусловно, Нива. 

картинка 7.jpg

Нива ВАЗ-2121 оказалась по- настоящему прорывной во всех смыслах моделью. Выпускаться она начала в 1976 году и сразу же начала пользоваться бешеной популярностью. Особенно на фоне того, что уютный, тёплый внедорожник с мощным движком, постоянным полным приводом и превосходной проходимостью начала поступать в магазины. Теперь хотя бы в очередях стояли не зря…

С развалом СССР, разрешением свободной покупки автомобилей и хлынувшим на российский рынок импортных внедорожников - советский внедорожник Нива не утратил своей популярности. Автомобиль оказался настолько удачным, что выдержал непростую конкуренцию с западными и азиатскими аналогами.

Нива до сих пор стоит на конвейере. Правда, в модернизированном варианте.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.