Советский венероход. История создания

15.02.2024

Венероходы — это вездеходы для передвижения по поверхности Венеры. Отнести данную вездеходную технику следует к типу планетоходов, представленных пока что всего тремя видами: венероходы, марсоходы и луноходы.

Конечно, теория допускает и меркурийходы, и сатурнходы, и юпитерходы и прочие «ходы» для остальных планет Солнечной системы. Но это теория, а на практике вышли означенные три. Во всяком случае «пока».

Впрочем, и данное «пока» тоже не всегда выходило удачным. Не все планетоходы блестяще справлялись с поставленными задачами. О луноходах и марсоходах мы уже писали. Пришло время уделить внимание и венероходам.

 

Сложности в создании венероходов

Если Марс назвали в честь римского бога войны, то Венерой нарекли по имени римской богини любви. Обе планеты завладели умами философов и ученых фактически сразу же после их открытия. Позднее к философам и ученым, присоединились писатели-фантасты с кинематографистами.

Такой интерес был вызван тем, что вторая и четвертая планета от Солнца рассматривались наиболее вероятными кандидатами для жизни, включая разумную. Пусть и климат отличается от земного, но все же...

В те времена, когда еще наука не собрала достаточных сведений о том, что ни на Венере, ни на Марсе жизни нет, научная фантастика (НФ) вовсю радовала зрителей шедеврами о похождениях отважных кавалеров и дам на планетах Любви и Войны.

Здесь, как пример, можно вспомнить старый советский фильм «Планета бурь». По его сюжету на Венеру отправилась экспедиция, обнаружившая похожих на динозавров хищных зверюг, которые планировали непрошенными гостями позавтракать, пообедать, а заодно и поужинать… Фильм сделал кассу не только в СССР, но и в западных странах. Ясно показав, что тема внеземной жизни зрителям весьма интересна. И данная тема, несмотря на давность лет, по-прежнему остается одной из самых популярных, судя по кассовым сборам современных фантастических блокбастеров.

Впрочем, главное достоинство НФ даже не в развлечении читателей и зрителей, а в том, что она двигает научно-технический прогресс. Прочитав или посмотрев научную фантастику наиболее выдающиеся умы человечества обычно приходят к логическому выводу: не пора ли нам, наконец, осуществить прочитанное/увиденное в реальной жизни?

Изучение второй планеты от солнца не стало исключением. Что и привело к появлению нового чуда инженерной мысли: венероходу.

картинка 1.jpg

Проектирование и конструирование венероходных вездеходов было очень непростой задачей. Дело в том, что в те времена сведений об этой планете было недостаточно. А значит, возникали трудности с тем, какими качествами должен обладать венероход.

Превалировала точка зрения, согласно которой Венера — планета с приближенной к земной атмосферой. Отсюда, кстати, и теории о якобы жизни на Венере. Последующие исследования планеты, носящей имя богини любви, окончательно рассеяли сие наивные представления.

Выяснилось, что температура её поверхности составляет около 450 °С, давление — 93 земные атмосферы. Атмосфера Венеры представлена преимущественно углекислым газом, облачный слой формируется из мелких капель серной кислоты.

Словом, было отчего проектировщикам и конструкторам венероходов схватиться за головы. Создать технику, способную исправно функционировать в подобных условиях - задача непростая.

Но выполнимая.

 

ХМ-ВД-2: техническая характеристика

В 1960-1970-е годы СССР активно запускал автоматические межпланетные станции для изучения Венеры.  Первым аппаратом, попавшим в сферу притяжения планеты, стал АМС «Венера -1». Произошло данное событие в 1961 году.

Автоматическая станция «Венера -4» пошла дальше. В 1967 году она доставила на Венеру сферический спускаемый аппарат. Далее последовали АМС «Венера -5», «Венера -6», «7», «8», «9» и т. д. Вплоть до «Венеры -16», запущенной в июне 1983 года.

Советские АМС провели огромную исследовательскую работу, сильно обогатив человечество знаниями о Венере. В том числе проектировщиков и конструкторов венероходов.

В рамках полученной информации о том, что планета — настоящий раскалённый ад, советские технари в 1986 году подготовили и испытали венероходный вездеход ХМ-ВД-2. Даже по нынешним временам он был технически прекрасен. А по меркам 1980-х и подавно.

В первую очередь советский венероход отличался необычной колесной системой. Каждое колесо имело вращающийся индивидуальный мотор. Гибкое сочленение позволяло соединять каждую пару колес с соседней парой. Сами колеса имели обтекаемую форму.

картинка 2.jpg

Каждая отдельная пара колес свободно поворачивалась вбок, поднималась вверх и опускалась вниз. Благодаря такой конструкции ХМ-ВД-2 мог преодолевать самые крупные препятствия, включая высокие гряды и завалы камней.

Некоторые препятствия преодолеть на колесах весьма затруднительно. Этот фактор так же был учтен. В советском венероходе предусматривался и механизм колесно-шагающего типа. Каждая из 2 секций, соединяющая 3 пары колёс, когда того требовали обстоятельства, могла удлиняться. Это позволяло ХМ-ВД-2 вытянуть вперед и вверх переднюю пару колес, зацепиться за край крутого подъема, а затем подтянуть остальные колеса.

картинка 3.jpg

Тогда венероход скорее шагал, нежели шел.

Отдельный вопрос был связан с источниками энергии. С другими планетоходами проблема решалась проще: их делали в формате своеобразных электровездеходов, снабженных солнечными панелями.

С венероходами сей номер не проходил. Во-первых, в условиях крайне токсичной венерианской атмосферы солнечные батареи слишком быстро выходили из строя. Во-вторых, плотный облачный покров плохо пропускает солнечный свет, и батареи подзарядить не получится.

Выход все же был найден. На него натолкнули климатические особенности соседней планеты.

 

Источники энергии советского венерохода

Выяснилось, что на Венере постоянно дуют ветра, которые, проходя через высокую плотность венерианской атмосферы, создают ощутимые потоки, сопоставимые с медленным течением воды. Соответственно, наилучший вариант в таких условиях – ветрогенератор. Он подзаряжает аккумуляторы, функционирующие на специальном электролите, твёрдым в земных условиях, но плавящимся и становящихся жидким в венерианских.

Аккумуляторная батарея в свою очередь «насыщает» электронику, устойчивую к очень высоким температурам. А именно - микросхемы на искусственно выращиваемых алмазных пленках, способных работать при температуре от -150°C до 800°C.

Казалось бы - все готово. Однако ХМ-ВД-2 так и не был доставлен на Венеру. Причина не в каких-то дефектах конструкции, а в начавшейся перестройке. На фоне краха СССР проект был забыт.

В первые десятилетия существования Российской Федерации о нем так же не вспоминали. На фоне экономических неурядиц и политической нестабильности было не до венероходов.

Однако начиная с середины 2010-х годов Россия все больше заявляет о возвращении статуса космической державы, наряду с Соединёнными Штатами Америки и Китайской Народной Республикой. Потому и неудивительно, что в НПО имени Лавочкина планируется создать еще более совершенный венероход, который по своим показателям будет превосходить даже советский ХМ-ВД-2.

Насколько этот проект окажется успешным - время покажет.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.