Вездеходы на магнитной подушке. Перспективы

20.10.2023

Транспорт на магнитной подушке, он же магнитоплан или маглев, все «теснее» входит в нашу жизнь. Обычно это поезда и трамваи, удерживаемые над дорогой (при движении исправный маглев не должен касаться поверхности рельс) и управляемые благодаря мощному электромагнитному полю.

картинка 1.png

В некоторых странах тестируют и магнитопланы-автомобили.

картинка 2.jpg

А в бывшем СССР экспериментировали даже с созданием вездехода на магнитной подушке. В силу ряда объективных факторов дальше эксперимента дело не пошло.

Факторами эти заключались отнюдь не в отсутствии финансирования или нежелании советского руководства развивать вездеходы-маглевы. Совсем наоборот. На что-что, а на создание новых образцов танков, самолетов, вертолетов, ледоколов, вездеходов в СССР ресурсов не жалели. Ни финансовых, ни человеческих.

«Камнем преткновения» стал сам принцип магнитной подушки. Оказалось, что маглев превосходен в качестве поезда, трамвая, относительно неплох в качестве автомобиля, а вот в качестве вездехода...

Хотя на бескрайних просторах всемирной паутины встречается множество конспирологических легенд. Включая и о том, что, якобы в СССР был тайно налажен выпуск вездеходов на магнитной подушке.

Фантазировать, конечно, можно, о чем угодно. Хоть о цивилизации рептилоидов с планеты Нибиру. Проблема в том, что никаких доказательств, подтверждающих серийное производство вездеходов на магнитной подушке не обнаружено.

Да и как обнаружишь то, чего никогда не было?

Итак, почему маглев не самый удобный вариант для вездехода в российских реалиях? Для ответа на этот вопрос стоит разобраться с принципом его работы.

Непростая судьба магнитов

Еще в древности люди заметили, что одинаковые стороны магнита отталкиваются, а противоположные притягиваются. Сейчас в школьных учебниках физики подробно объясняется, почему так происходит. В древности люди этого объяснить не могли, но магнитные особенности их очень заинтересовали.

Так появился закономерный вопрос, занимавший аналитические умы множества поколений: как этот принцип использовать в повседневной жизни?

Удобно же: проложили дорогу, «утыканную» магнитами. Над ним «парит» транспорт, снабженный магнитами с одинаковыми полюсами, которые и отталкивают транспортное средство от дорожных магнитов. Красота! А главное: какие возможности открываются!

По такому принципу современный маглев и работает. Однако прежде чем магнитная левитация перешла от теории к практике - времени прошло немало. Пусть сей оказался тернист и сложен.

И продолжается до сих пор.

Покататься на вездеходе EnwixТест-драйв

О герре Гауссе и месье Виллепле

Как и многие другие чудеса инженерной мысли, транспорт на магнитной подушке вырос из военных разработок. С той лишь разницей, что в случае маглева разработки сложно назвать эффективными.

Первая мировая война. Инженеры обоих враждебных блоков, Тройственного Союза и Антанты, лихорадочно работают над оружием, способным молниеносно разгромить противника. В России и Франции, благодаря работам германского теоретика электромагнетизма Карла Гаусса, появляются чертежи пушек, в которых снаряды разгоняются не с помощью пороха, а за счёт установленных в стволе мощным электромагнитов.

В России Гаусс-артиллерия осталась на бумаге. А вот во Франции инженер Андре Виллепле собрал и продемонстрировал работающий образец громоздкой бандуры, где заряды весом всего 50 грамм разгонялись электромагнитным полем. Правда, мощность у орудия была крайне слабой – как у детской рогатки.

Оно и неудивительно. Ни тогда, ни сейчас не существует мощных и одновременно портативных источников электрической энергии. Поэтому, в научной фантастике и компьютерных играх герои поголовно вооружены Гаусс-пистолетами и Гаусс-ружьями, превосходящими по своим показателям огнестрельное оружие, а в жизни все наоборот. Выпускаемая в США реально действующая электромагнитная винтовка GR-1 ANVIL, будучи размером с ручной пулемет, по своей мощности с трудом дотягивает до мелкокалиберного огнестрельного пистолета. Пока человечество не додумается до сверхмощных маленьких батареек – гауссовки не вытеснят огнестрел. А электротранспорт – транспорт на двигателях внутреннего сгорания.

Однако неуспешные военные эксперименты всё же внесли огромный вклад в использование электромагнетизма для транспортных нужд. Уже давно никого не удивишь ни электричками, ни троллейбусами, ни электромобилями, ни электровездеходами. И к магнитопланам, хотя они еще носят определенный характер экзотики, со временем будет аналогичное отношение. 

картинка 3.jpg

Советские достижения

Хотя современная Россия не является чемпионом по внедрению транспорта на магнитной подвеске, бывший СССР внес ощутимый вклад в разработку магнитопланов. Опыты с конструированием маглева в стране Советов начались еще в 1977 году. Исследования в данной области возглавил кандидат технических наук Евгений Фришман.

В 1979 г. в городе Раменском Московской области был построен участок для ходовых испытаний маглева. Новшество представляло собою эстакады длинной в 600 метров, затем увеличенное до 980 м. Одновременно шли эксперименты с транспортом в формате вездехода на магнитной подушке.

картинка 4.jpg

В силу советской бюрократической волокиты на практике нововведение ограничилось строительством одной электромагнитной эстакады в Армении. Хотя изначально планировалось построить полноценную железную дорогу с поездами-маглевами. Некоторые западные и азиатские страны, надо сказать, преуспели больше. В Германии, США, Южной Корее, Японии, Китае железные и городские дороги для маглевов внедряются довольно активно. 

картинка 5.jpg

Если система магнитопланов-поездов и магнитопланов-автомобилей успешно развивается, то с вездеходами на магнитной подушке все совсем печально.

Перспективы

Вездеходный транспорт используются много где. Некоторые их даже покупают чисто для «понтов», похвалиться перед друзьями.

Однако вездеход - это транспорт, который предназначен пройти там, где больше ничто и никто не пройдет. Вездеходы покоряют грязь, болота, пески, форсируют реки, озера. Как в таких условиях проложишь электромагнитную платформу?

Теоретически это можно сделать в небольшой стране типа Монако. Сконструировать отдельный транспорт, который в отличии от стандартного маглев-автомобиля, будет повыше «парить» над поверхностью, иметь более высокий запас топлива, больше параметры надежности и т.д. Но как это осуществить в условиях нашего Дальнего Востока?

У нас и с обычными дорогами туго и сложно. А уж представить себе прокладку необходимых эстакад с электромагнитами по болотному или речному дну и вовсе проблематично.

Вернее, представить подобное можно. Осуществить на практике — проблематично. Правда, имеется другой вариант. Но он, к сожалению, пребывают только в теории. А на практике никому его воплотить еще не удалось.

Суть его вот в чем. Наша планета «снабжена» естественным магнитным, или как его еще называют геомагнитным полем. Отсюда достаточно давно в некоторых умах зародилась простая до безобразия мысль: почему бы не использовать такой шикарный подарок, предоставленный самой матушкой - природой?

Пробовали. И в США, и в СССР работали над созданием транспорта, который должен был левитировать, отталкиваясь от магнитного поля Земли. Ничего ни у кого так и не получилось. И не факт, что вообще когда-либо получится.

Соответственно, остается «традиционный» маглев, который в отечественных условиях перспективен в формате поезда, троллейбуса, автомобиля.

А с вездеходами, увы.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.