Вездеходы по ленд- лизу

09.10.2023

Вездеходы по ленд – лизу

Трудно найти человека, которой бы никогда не слышал о ленд-лизе - американской программе поставок союзным странам в годы второй мировой войны техники, боеприпасов, продовольствия, медикаментов, стратегического сырья.

Символом ленд-лиза смело можно назвать знаменитые грузовики «Студебекеры». Те самые, на которые устанавливались не менее знаменитые советские ракетные комплексы «Катюша», превратившиеся в настоящий кошмар Вермахта – Вооруженные Силы гитлеровской Германии. Это то, о чем знают все.

Но по Гамбургскому счету в символы ленд-лиза стоило бы добавить и поставлявшиеся западные вездеходы. Тем более зависимость от них у Советского Союза была несоразмерно большей, нежели от танков и самолетов, которые СССР и сам производил в массовой порядке. Причем качество советской военной техники было «покруче» западных аналогов. Как, например, знаменитый танк «Т-34», который по своим показателям превосходил не только американские, британские, французские, но даже германские танки.

А вот с вездеходами была просто беда. Наладить массовое производство вездеходной техники Советский Союз не успел. У нацистской же Германии вездеходная техника имелась, особенно созданная на базе Horch и Wanderer. Гитлер будучи в курсе советского бездорожья заблаговременно позаботился о соответствующих машинах… 

картинка 1.jpg

Немецкие вездеходы наносили такой страшный урон Красной армии, что Иосиф Сталин обращался к тогдашним президенту США Франклину Рузвельту и премьеру Великобритании Уинстону Черчиллю по поводу поставок транспорта способного составить достойную конкуренцию гитлеровским «монстрам».

Такая техника нашлась.

Но обо всем по порядку.

С чего все началось

К 1940 году большая часть Европы лежала у ног Гитлера и его сателлитов. Одним из немногих европейских государств, которое еще не было разгромлено нацистами оставалась Британия. Мощный флот и островное

положение позволяли Соединенному Королевству кое - как «отбиваться» от агрессора.

Английские власти прекрасно понимали: сие «кое- как» ненадолго. Хотя гитлеровцы не могли молниеносно разбить англичан на море, на суше Вермахт успешно «крошил» британскую армию, как белка орехи.

Черчилль и английский парламент – палат общин и палата лордов, лихорадочно искали выход из сложившейся ситуации, прямо уговаривая США и СССР вступить в войну на стороне Англии. Получая поначалу отворот- поворот.

Однако 11 марта 1941 года, осознав, наконец, какую угрозу несет Третий Рейх, американский конгресс принял закон о ленд –лизе. Первыми странами, получившими необходимую помощь, стали Британия и Греция. За ними последователи остальные, кто еще был способен сопротивляться Рейху.

После нападения Германии на СССР ленд - лиз был распространен и на Советский Союз, несмотря на сопротивление части конгрессменов и сенаторов. Твердолобым оппонентам Рузвельт терпеливо объяснял: лучше дать Сталину все необходимое для войны, чем платить Гитлеру кровью американских парней.

Аргумент был железный. Американцы жертвовать своими солдатами всегда не любили. Тезис «бабы новых нарожают» им органически чужд.

Поэтому согласились с президентом: лучше помочь русским разгромить немцев. Тем паче больше их громить все равно некому. А японский удар по Пёрл-Харбору, повлекший за собою официальное вступление США в войну на стороне Британии и СССР заставил последних несогласных взглянуть на ситуацию трезво…

По ленд – лизу СССР, помимо танков, самолетов, пушек, винтовок, пулеметов, боеприпасов продовольствия, медикаментов, стратегического сырья, начал получать и вездеходы, нужда в которых была не меньшей, чем в продуктах питания и антибиотиках.

Модельный ряд вездеходов EnwixПерейти

Технические характеристики вездеходов по ленд –лизу

В вездеходном советском ленд –лизе отличились компании Albion, Bedford и Ford. Они поставляли многоцелевые вездеходы в большинстве своем с колёсной формулой 4х4, бензиновыми двигателями, удобными кабинами и кузовами, четырехступенчатыми коробками передач, двухступенчатыми раздаточными и всеми односкатными колесами.

Остановимся на их показателях подробнее.

Albion FT11. Этот полноприводный боец был настоящей гордостью компании Albion. Шестицилиндровый двигатель мощностью 90 л.с. Гидропривод тормозов с вакуумным усилителем, блокировка межосевого дифференциала… По тем временам – верх инженерной мысли. Правда поставки вездеходов Albion FT11 не были массовыми.

картинка 2.jpg

Массово поставлялся в СССР другой превосходный вездеход - Bedford QL с шестицилиндровым двигателем в 72 л.с.

Это, конечно, послабее Albion FT11. Зато Bedford QL обладал усовершенствованной коробкой передач и мостами со спиральными зубцами шестерёнок.

Для нужд Вооружённых Сил СССР в зависимости от боевых задач, выпускалось разные версии вездеходов Bedford. Одни с цельнометаллической кабиной, люком в крыше. Другие - с мягким верхом, брезентовым ограждением и целлулоидными вставками. Всего Советский Союз получил порядка 1,4 тысяч подобных вездеходов.

картинка 3.jpg

Не отставала и компания Ford. Детище Генри Форда активно сотрудничало со страной Советов еще с довоенных времен, внеся серьезный вклад в советскую индустриализацию, а именно - строительство автомобильных заводов. Война требовала поставки техники, адаптированную для советского бездорожья. Здесь себя показала техника Ford-Marmon-Herrington.

Транспорт оснащались новым силовым агрегатом V8 , с показателями 3,9 л, 100 л.с. Вездеходы оснащались восьмиступенчатой трансмиссией, шарнирами равных угловых скоростей Rzeppa и задними двускатными колесами. Важным новшеством был передний привод, где взамен дифференциала использовалось двухстороннее устройство свободного хода. 

картинка 4.jpg

Хорошо себя зарекомендовали и другая техника - Ford F60L, которой СССР получил порядка 582 едениц.

Помимо означенной продукции в СССР так же поставлялись вездеходы компании Dodge Т203В (VF405). Они имели движок до 85 сил, новенькие ведущие мосты с шарнирами Rzeppa, вакуумные усилители привода тормозов и деревометаллический кузов.

Окончание ленд - лиза

Вездеходы по ленд-лизу шли на тех же условиях, что и остальная техника: за поставленную продукцию, уничтоженную и потребленную в ходе войны платить было ненужно. А вот то, что уцелело по окончанию войны требовалось вернуть. В случае же невозврата – заплатить.

После разгрома нацистской Германии и ее союзников отношения между Западом и СССР заметно охладели, перейдя в новую фазу, позднее получившую название «холодная война». Поэтому и неудивительно то, что советское руководство отказалось возвращать американцам уцелевшие автомобили и вездеходы.

Однако испортившиеся отношения с бывшими союзниками были тому не единственной причиной. После страшной войны Советский Союз буквально лежал в руинах. Приходилось отстраивать заново целые города. В таких условиях каждый уцелевший автомобиль и вездеход оказывались на вес золота.

Платить, понятное дело, товарищ Сталин тоже не собирался…

Тогда американская сторона предложила Отцу народа включить СССР в план Маршалла - программу, предусматривающую оказание многомиллиардной финансовой помощи восстановления разрушенного войной хозяйства. Япония и Европа, который аналогично лежали в руинах, к этому плану с энтузиазмом присоединились. За исключением восточной Европы, находившейся под советским влиянием.

СССР, сочтя требования американской стороны (прекращение разработки атомного оружия, «свертывание» социализма и возврат на капиталистические «рельсы») неприемлемыми, отказался от плана Маршала. И вынудил сделать тоже самое своих восточноевропейских сателлитов.

А уцелевшие ленд-лизовские вездеходы еще достаточно долго использовались для различных нужд. Хотя после войны в СССР началась своя вездеходная эра – оставшаяся с войны западная техника гармонично вписалась в нее. 

картинка 5.jpg

Впрочем, заплатить за поставки по ленд-лизу, включая вездеходы, пусть и с большими скидками, все же пришлось. После развала СССР США напомнили руководству новой России о долге.

Но это уже совсем другая история.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.