Вездеходы в Великую Отечественную войну

24.01.2024
«Современная война есть война моторов» — эта знаменитая сталинская фраза, произнесенная за несколько месяцев до начала Великой Отечественной войны, как нельзя лучше показала ту роль, которую сыграла техника, как советская, так и западная, в разгроме гитлеровской Германии.

Конечно, кто-то скажет, что главное - люди. И будет абсолютно прав. Но мы живем не в каменном веке. В условиях военного конфликта без соответствующего оснащения люди просто превращаются в «агнцев, идущих на заклание». Это справедливо не только для настоящего времени, но и для большей части истории человеческой цивилизации.

Советский Союз, сперва уступавший в техническом оснащении Третьему Рейху, в конечном счете, сумел нивелировать превосходство Вермахта. Мобилизация советской промышленности, поставки по ленд-лизу, позволили сокрушить мощнейшую армию того времени и ее сателлитов. Не последнюю роль в этом сыграли и вездеходы. Несмотря на то, что поначалу их Красной армии существенно не доставало.

Советские вездеходы в Великую Отечественную войну


Советская индустриализация 1930-х годов делала упор на тяжелой промышленности, включая ВПК. И если с производством самолетов, танков, броневиков, подводных лодок дело продвигалось быстро, то о производстве вездеходов этого сказать было нельзя.

Казалось бы - в стране, где дорожная сеть оставляют желать лучшего, да еще в столь огромной, производство вездеходной техники должно быть задачей №1.

Увы, далеко не все, что следовало бы делать оперативно и своевременно, советская власть делала. Чем власти фашистской Германии успешно пользовались.

Прекрасно понимая где и с кем ему предстоит воевать, Адольф Гитлер развернул настоящую программу вездеходостроения. Педантичные германские инженеры создали просто великолепных, без всякого преувеличения, покорителей советского бездорожья, наносивших страшный урон РККА.

картинка 1.jpg

Руководители СССР лихорадочно принялись наверстывать упущенное. С одной стороны – вступил в действие ленд-лиз, с другой - развернулось собственное производство техники повышенной проходимости.

Хотя наверстывать очень старались - машин все равно сильно не хватало. Поэтому среди отечественных вездеходов преобладали «Остины», которых, во-первых, тоже было мало. А во-вторых, были они устаревшими еще со времен первой мировой войны. Супротив германских «терминаторов» раритетная техника смотрелась бледненько.
Тогда на помощь и пришли поставки вездеходов из Соединенных Штатов и Британии.

Западные вездеходы в Великую Отечественную войну


Существует мнение, что во время Великой Отечественной войны хитрые американцы и англичане гнали в СССР что похуже, а что получше берегли для себя. Этот миф опровергается двумя фактами.

• США и Англия не были заинтересованы в успехе гитлеровской Германии. Разгром Третьего Рейха оставался для них главной задачей. А поскольку сами сделать этого не могли, то ставили на СССР - гигантскую страну с огромными людскими ресурсами, которым только успевай поставлять технику, боеприпасы, продовольствие, медикаменты, дабы быстрее «размолотить» Вермахт.

• При ближайшем рассмотрении технических показателей западных покорителей бездорожья - Albion FT11, Bedford, Ford-Marmon-Herrington, Ford F60L и т. д. оказывались выше всяких похвал, включая амфибии.

картинка 2.jpg

Вездеходы были многоцелевыми. С бензиновыми двигателями, четырехступенчатой коробкой передач, комфортабельными кабинами и кузовами, колесной формулой 4х4. Хотя выпускались и необычные модели.

картинка 3.jpg

Словом – Советский Союз получал именно то, что необходимо в условиях бездорожья.

Проблема возникла не с качеством поставляемых вездеходов. К ним как раз нареканий у советской стороны не было. А с тем, как всё необходимое отправить в СССР. Маршруты имелись, но назвать их безопасными было сложно.

Как вездеходы доставлялись в СССР


Для ленд-лиза вездеходов в годы Великой Отечественной войны не было отдельных маршрутов. Использовались те же транспортные пути, что и для остальных грузов. Правда, говоря именно о вездеходном транспорте: некоторые маршруты были преобладающими, а другие использовались гораздо реже.

Алсиб, воздушный коридор Сибирь – Аляска, был удобен своей близостью. Неудобство заключалось в суровых климатических условиях, в которых приходилось работать. Поэтому, использовался он в основном для «перегона» западных самолетов на советскую территорию. Вездеходы чаще поставлялись через Тихий океан, из Калифорнии в Дальневосточные порты.

Маршрут был опасен из-за близости Японии. Страна восходящего солнца, будучи союзником гитлеровской Германии и находясь в состоянии войны с США, активно топила американские суда. Немало вездеходов, необходимых СССР, как воздух, оказались на дне.

В итоге грузы приходилось возить на советских судах. В то время Япония формально не находилась с СССР в состоянии войны. Советский флот самураи не трогали. Впрочем, проблемы все равно оставались.

Использовался и другой опасный маршрут, где орудовали уже немцы - вокруг Скандинавского полуострова в Мурманск, Архангельск, Северодвинск и Полярный. Назвать его вездеходным сложно. Чаще по нему поставляли нефтепродукты.

А вот Персидский коридор был довольно удобным, в том числе и для поставок вездеходов. Однако его пришлось создавать. Поскольку иранский шах, будучи верным союзником Рейха, наотрез отказывался от роли перевалочной базы.

Тогдашний премьер Британии Уинстон Черчилль предложил Иосифу Сталину выход, обозначаемый известным фразеологизмом «нет человека - нет проблемы».

Так 25 августа 1941 года началась военная операция «Согласие». С востока в Иран вошли советские войска, с запада - британские и австралийские. Завершилась операция довольно быстро – уже 17 сентября того же года. Иранские офицеры и солдаты не горели желание воевать, и массово сдавались. Прежний шах бежал, а новый иранский лидер безропотно согласился на выдвинутые ему условия.

После поражения гитлеровской Германии СССР вступил в войну с Японией на стороне западных союзников. Вездеходы оказались особенно востребованными. Освободившие войска и технику приходилось перебрасывать на Дальний Восток, где с дорогами до сих пор беда. А во время ВОВ было и подавно.

Накачанная советской и западной промышленностью Красная армия стремительно разгромила квантунскую военщину – Вооруженные Силы императорской Японии. Император (Микадо) признал капитуляцию.

Уцелевшие после Великой Отечественной войны вездеходы, как и остальную западную технику, советское руководство вернуть отказалось. Разрушенная войной страна не могла позволить себе подобную роскошь. Хотя сохранившаяся техника союзников уже не играла столь важной роли, как во время войны. После ее окончания в СССР началась своя вездеходная эра, поразившая весь мир.

Но об этом - в нашей отдельной статье «Вездеходы СССР или уникальные советские вездеходы».

fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.