Вездеход на воздушной подушке. Что это такое
28.07.2023Люди издавна мечтали о летающем транспорте. Неком «чудесном» устройстве, позволяющем, как на ковре-самолёте, парить над поверхностью земли. С бурным «взлетом» науки и промышленной революцией мечты превратились в реальность и оказалось, что ничего сверхъестественного в создании летательных аппаратов нет. Так появилась воздушная подушка.
Воздушная подушка – это слой сжатого воздуха, т.е. воздуха, находящегося под давлением, превышающим атмосферное, под днищем транспорта, приподнимающий его над поверхностью.
Иными словами, принцип работы воздушной подушки основан на разнице давлений воздушных потоков внешней среды (низкое давление) и внутренней камеры конструкции (высокое давление). Это и создает подъемную силу, способную оторвать объект от поверхности на небольшое расстояние.
Чаще всего воздушная подушка устанавливается на судах, реже - на вездеходной технике.
О последних и поговорим.
Эволюция вездехода на воздушной подушке
В 1877 году английский рационализатор Джон Торникрофт придумал установить под днищем судна нечто наподобие «воздушного пузыря». Хотя задумка внесла определенный вклад в развитие транспорта на воздушной подушке, назвать ее успешной сложно.
В 1882 году другой шведский инженер Густав Лаваль запатентовал механизм подачи сжатого воздуха под транспортное средство. Но особый вклад в разработку транспорта на воздушной подушке внес выдающийся русский ученый Константин Циолковский.
Первые в мире опытные катера на воздушной подушке скегового типа построил в 1934—1939 годах советский конструктор Владимир Левков. Предназначались они для военных нужд.
Новшество хорошо зарекомендовало себя и выпуск судов на воздушной подушке начался не только для военных, но и для гражданских нужд. А следом в СССР появились и вездеходы на воздушной подушке.
Самый известный из них - ГАЗ‑16. Машина имела футуристический вид и отличалась превосходными показателями.
Благодаря тому, что чрезмерное воздушное давление поддерживает большую часть конструкции над поверхностью, вездеходы данного типа обладают определенными плюсами.
Но и минусов у них тоже хватает.
Достоинства и недостатки вездехода на воздушной подушке
Достоинства техники на воздушной подушке:
- Скорость. Некоторые образцы развивают до 140 км/ч. Для вездеходов, которые традиционно не относятся к особо быстроходному типу транспорта, это экстраординарный показатель.
- Проходимость. Раз часть корпуса над землей, водой, льдом, песком – неудивительно, что вездеход на воздушной подушке преодолевает любой грунт.
- Хорошая грузоподъемность - не хуже, чем у вездеходов на колесах и гусеницах.
- Маневренность. По данному показателю сравниться с вездеходами на воздушной подушке могут лишь некоторые колесные вездеходы. Гусеничные и шнекоротороные вездеходы значительно уступают.
Не обойдем вниманием и недостатки.
- Стоимость. Вездеход на воздушной подушке - удовольствие дорогое, как при покупке, так и при эксплуатации. Хотя сам принцип работы воздушной подушки достаточно прост, тем не менее, это достаточно сложная конструкция, что не могло не сказаться на цене.
- Шум. Да тот самый, создаваемый винтами. Кому-то данный фактор покажется необременительным, но все же многих шумовой эффект раздражает.
- Сложность с ремонтом. Любая техника, даже самая надежная, иногда ломается. И если отремонтировать сломавшийся колесный или гусеничный вездеход можно в стандартных сервисных центрах, то мастерских, где вам починят сломавшийся вездеход на воздушной подушке, гораздо меньше.
- Износ. Гибкое ограждения воздушной подушки, так называемая «юбка», со временем истирается и приходит в полную негодность. Ее приходится менять. Т.е. приготовьтесь снова раскошелиться.
Так что неудивительно, что для личных нужд покупают в основном колесную и гусеничную технику. А вездеходы на воздушной подушке, при всех их неоспоримых достоинствах, приобретают чаще организации, занимающиеся разведкой, добычей, переработкой полезных ископаемых.