Реактивные вездеходы. Почему мы не наблюдаем их массового производства

02.04.2024

Существуют технологии, которые мы привыкли считать достижениями прогрессивного двадцатого века. А то и еще более прогрессивного двадцать первого. Пример: ракетная технология, без которой сложно представить современную авиацию и космические корабли.

Не сочтите за преувеличение, но ракеты отнюдь не современное изобретение. Их придумали еще в древнем Китае и в течении многих столетий ракеты служили, в общем, для одной цели: развлечения.

Да, их просто использовали в качестве фейерверков, дабы потешить китайского императора, знать и мандаринов – так в Поднебесной в старину называли чиновников. Но полноценные ракеты и вообще реактивный двигатель появились несколько столетий спустя. Вот и получается, что ракеты известны давно, но использовать их не как развлечение начали относительно недавно.

При этом ракетные (они же реактивные) двигатели преобладают именно при покорении воздушного и космического пространства. А вот наземный транспорт, включая вездеходную технику, на ракетном двигателе найти не получится.

Конечно, штучная сборка ракетного наземного транспорта имела место быть. Как реактивных автомобилей, так и реактивных вездеходов. В частности, еще в начале 1980-х годов в СССР испытали вездеход на реактивной тяге, спроектированный конструкторском бюро ЗИЛа.

На вездеходное транспортное средство был установлен авиационный реактивный двигатель от «МиГов». Машина показала себя весьма неплохо. Однако в серийные производства ни реактивные вездеходы, ни остальной наземный транспорт так и не попали. Данные проекты попросту свернули.

картинка 1.jpeg

В чем же дело? Почему не стали развивать такое вроде перспективное направление? Для ответа на эти вопросы следует разобраться, как вообще устроен реактивный двигатель.


Вспоминая старину Ньютона

На первый взгляд реактивный двигатель выглядит сложнейшим устройством. Говоря сухим техническим языком, это двигатель, создающий необходимую для движения силу тяги путем преобразования внутренней энергии топлива в кинетическую энергию реактивной струи рабочего тела.

Отбросив техническую терминологию и перейдя на более доступный язык можно понять, что принцип работы реактивного двигателя довольно прост. Он основан на знаменитом принципе Ньютона: на каждое действие есть равное противодействие.

Если вы когда-нибудь стреляли из огнестрельного оружия, то наверняка почувствовали отдачу, т. е. движение оружия в сторону, обратную выстрелу. Если стоять в это время роликах или скейтборде, вы покатитесь в противоположном направлении. Это и есть принцип реактивного двигателя.

Доводилось ли вам наблюдать за работой пожарного шланга? В таком случае вы наверняка заметили, что для его удержания нужна приличная сила. Шланг выбрасывает воду в одном направлении, тем самым толкая в противоположном, если его не держать. А если поставить пожарного на те же ролики/скейт – он покатится от пожара с неплохой скоростью. Это тоже принцип работы реактивного движка.

Думаю, понятно: ракетный двигатель «выталкивает» массу в одном направлении, благодаря чему и движется в противоположном направлении.

картинка 2.jpeg

Казалось бы, превосходная технология не только для авиации, но и для наземного транспорта, особенно вездеходов. Благо у реактивного двигателя немало преимуществ. Он и прост в конструкции, и мощный, и КПД покруче, чем у ДВС. Поставил реактивный двигатель на вездеход – и несется покоритель бездорожья, как в песне группы «Тату»: Нас не догонишь!

картинка 3.jpg

Но. Имеются и недостатки, которые не позволяют реактивному вездеходу вытеснить вездеходную технику на ДВС.


Недостатки реактивного вездехода

Думаю, любой, кто читает данную статью видел, как работает реактивный транспорт. Пусть не вживую, так на видео. И первый недостаток, бросающийся в глаза – это раскаленные газовые струи, вырывающиеся из сопел двигателя. Для ракет и реактивной авиации – не помеха.

Но представьте, столько бы аварий началось, и какие бы были бы человеческие жертвы, будь такой неудобный «побочный эффект» у наземного транспорта. Едете вы себе, а впереди вас неподалеку движется машина с реактивным двигателем. И вся реактивная струя летит в вас. А ведь вы не один такой.

Конечно, вездеходы предназначены для территорий без высокой интенсивности движения. В тайге можно не беспокоится о том, что «подпалите» того, кто едет сзади. Но зато там есть мох, сушняк и другие горючие материалы.

Получается, что применение реактивного вездехода достаточно ограниченно. Реактивный вездеход придется на чем-то доставлять к месту назначения. А это дополнительные транспортные расходы.  И не только транспортные.

Если вы думаете, что привычный движок много «жрет», то по сравнению с реактивным двигателем, ДВС просто сидит на диете. Реактивный двигатель необычайно прожорлив. Топлива не напасёшься.

Наконец, шум. Как грохочет реактивный двигатель – объяснять не надо. А ведь вездеходы мы покупаем в том числе и для того, чтобы отдыхать на природе, наслаждаться ее звуками.

Пение птиц, журчание ручьев – все это не просто удовольствие, а прекрасный расслабляющий эффект, благотворно сказывающийся на психологическом здоровье человека.  С реактивными же вездеходами об этом можете даже не мечтать. Режущий уши гул станет вашим постоянным спутником.

Вездеходы на ДВС, конечно, тоже шумят. (Куда уж без этого?) Но гораздо слабее. Да и многие производители вездеходов всячески минимизируют шум, прекрасно понимая, как хочется отдохнуть от него во время поездки водителям и пассажирам вездеходов.

Вот и получается – «овчинка выделки не стоит». Недостатки реактивного вездехода перебивают все его преимущества. Производители прекрасно это понимают и реагируют соответствующим образом.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.