Новые луноходы России
31.05.2024Союз Советских Социалистических Республик был настоящим первопроходцем в изучении космического пространства. Его лунные программы вызывали удивление своей масштабностью даже у ближайшего конкурента – Соединенных Штатов Америки. Не говоря уже об остальном мире.
Оно и неудивительно: советские луноходные вездеходы демонстрировали технические показатели, которые даже по современным меркам являются впечатляющими. А уж полвека назад луноходы, созданные советскими инженерами и вовсе казались техникой на грани фантастики.
Не все лунные проекты СССР оказались удачными. Но советские инженеры делали то, что никто в человеческой истории до них не делал.
Российская Федерация начинает потихоньку возвращать себе статус космической державы. Разрабатывались и продолжают разрабатываться модели уже новых луноходов России.
Селеноход
Если пятьдесят лет назад мир видел две космические державы, то в настоящее время в рядах покорителей лунного сообщества серьезное пополнение.
Помимо России и США, это Китай с Индией, локомотив Евросоюза Германия, а ещё Япония. Каждая из этих стран имеет свои программы в строительстве и запуске автоматических станций с луноходами.
Правда, данные программы имеют одно кардинальное отличие от старых советских и американских. Если во времена «холодной войны» все осуществляло государство, то современные проекты включают участие частных инвесторов. Самый, пожалуй, известный пример частной космонавтики – Илон Маск.
Подобный подход выглядит логичным. Действительно, лунная программа, начиная от проектирования луноходов и заканчивая непосредственно запуском – дело дорогостоящее. А казна редко бывает профицитной, чаще – дефицитной.
Отсюда соблазн исследования лунной поверхности государством на паях с частным бизнесом. А есть программы, где и вовсе без государства…
Правда, такие проекты нередко остаются на бумаге. Как произошло с «Селеноходом», проектом исследования лунного пейзажа, разработанного российской командой инженеров-энтузиастов в рамках конкурса Google Lunar X PRIZE в октябре 2007 года.
Луноходы, которые предполагалось создавать в рамках данной программы, были максимально адаптированы к условиям естественного спутника Земли. Они представляли собою компактное устройство на длинных лапках — лыжах с камерами на головной части, компьютером внутри, мощной солнечной батареей.
Первоначальный вариант предусматривал четыре колеса. Но затем был изменен. Инженеры сообразили, что колеса лунохода утонут в лунной пыли, что серьезно затруднит исследовательскую работу. Дабы аппарату было проще покорять наш естественный спутник – предусматривалось, что он будет скользить по лунной поверхности. Отсюда и лыжный формат.
К сожалению, дело не пошло дальше макетов в Москве, Санкт-Петербурге, а также испытаний в пустынной исследовательской станции MDRS в американском штате Юта.
И причина отнюдь не в том, что испытательные образцы себя плохо показали. Наоборот, селеноход впечатлил даже привыкших к всевозможным техническим новинкам американцев.
Все гораздо проще: деньги. Инженерам не удалось собрать необходимую сумму и в 2013 году проект прекратил свое существование.
Однако нельзя сказать, что он оказался бесполезным. В ходе конструирования луноходов инженеры разработали столько идей, что их хватило на полдюжины новых стартапов в самых разных областях.
Однако вывод был сделан верный: на одном частном энтузиазме далеко не уедешь. Нужна и помощь государства.
Робот – геолог
Это рабочее название нового поколения лунохода, который планируется доставить на наш естественный спутник ориентировочно в 2028 году. Данная разработка – плод труда РАН и Роскосмоса.
А потрудились действительно на славу. На фоне функциональных возможностей российского «Робота-геолога» меркнут даже превосходные советские луноходы.
Новинка российских разработчиков способна преодолеть до 500 км и обеспечить забор лунного грунта.
Помимо новейших навигационных приборов, совмещенных с техническим зрением, важным отличием от луноходных вездеходов времен СССР является то, что Робот-геолог будет снабжен каротажно-буровой установкой для разработки глубоких скважин.
Другое существенное новшество российского лунохода: активная сейсморазведка посредством подрыва взрывчатки вблизи пробуренных скважин. Плюс георадар, позволяющий «просвечивать» лунный грунт на сотни метров в глубину в процессе движения.
На советских луноходах преобладала 8-колесная схема. Сейчас решили остановиться на 6-колесной схеме. Это упрощает конструкцию и позволяет луноходу успешно двигаться при поломке одного из колес.
Колесная система сделана так, чтобы не увязать в лунном грунте, обеспечивая оптимальное движение. Шасси будут выполнены на основе мотор-колес с безредукторным приводом. Что обеспечивает движение по заданному радиусу, разворот на месте без буксования, диагональный ход и стоянку на месте без специальных тормозных механизмов.
Но ключевое отличии состоит в развитой интеллектуальной системе управления. Она позволяет при движении не зависеть от команд с Земли, а самостоятельно прокладывать маршрут, анализируя рельеф местности.
Наконец, питание. Основным источником энергии в луноходе будет служить гелиотермальная платформа и радиоизотопный термо-электрогенератор (РИТЭГ). Данные элементы используют энергию распада радиоактивных изотопов для «кормежки» многих космических устройств.
На луноходе РИТЭГ будет применяться, в основном, для согревания приборного отсека долгой лунной ночью.
Планируемый цикл работы Робота-геолога: регулярные 10-часовые переходы. И аналогичные по длительности периоды научных исследований, когда потребление энергии не превышает 100 Ватт.
В общем, луноход даст фору многим зарубежным аналогам. И до того, как он сможет проявить себя, остается не так много времени – всего четыре года.
Если, конечно, сроки не будут перенесены.