Вездеходы на EmDrive. Ждать ли массового производства?
28.05.2024Есть мнение, что углеводородная энергетика подошла к своему пределу. Уже более ста лет человечество использует двигатели внутреннего сгорания. За это время ДВС сильно изменились. Они стали более мощными, надежными, безопасными, скоростными, менее экологически вредными и т. д.
Но ничто нельзя улучшать бесконечно.
Рано или поздно мы приходим к ситуации, когда технология упирается в свой предел. И тогда встает вопрос о поиске иных, принципиально новых технологий. Этот вопрос актуален и в вездеходной отрасли.
В предыдущих статьях мы уже рассказывали о технологиях, которые потенциально способны заменить в будущем морально устаревшие бензин и солярку.
Однако водородные вездеходы и транспорт на биотопливе — не единственные потенциальные конкуренты бензиново-солярного транспорта. Придумана технология, превосходящая все остальные – EmDrive, электромагнитный двигатель.
Не нужно путать его со знакомым нам электрическим двигателем. Речь идет об ином принципе, нежели тот, который применяется в электрокарах. ЭМкар имеет существенные отличия и выглядит очень перспективно.
Живет такой парень…
1999 год. Технический мир лихорадит. Молодой британский инженер Роджер Шойер представил разработку, которая до него мало фигурировала даже в научной фантастике – прототип двигателя, где тяга, не уступающая реактивной, создается без всякого топлива, благодаря коротким электромагнитным волнам.
Изобретение Роджера Шойера немедленно раскололо научное сообщество на два лагеря. Одни заявили о начале новой технологической эры, когда, наконец, ДВС отправится на заслуженный отдых. Другие к изобретению англичанина отнеслись критически. Скептики заявили, что EmDrive противоречит закону сохранения импульса. Намекали, что хитрый британец сжульничал и предоставил то, что работает по какому-то другому принципу.
Шойер ответил созданием в 2002 году компании Satellite Propulsion Research, занимающейся совершенствованием его детища. В 2006-м компания представила модель с заявленной силой тяги 0,1 Н. В 2015 — со сверхпроводящей полостью.
У британского поданного нашлись подражатели за океаном. Американская компания Cannae LLC сконструировала двигатель с идентичным принципом работы. Тем временем скептики продолжили заявлять о фальсификациях.
Как функционирует EmDrive
Почему же у идеи транспортных средств, в том числе вездеходов на EmDrive столько противников, громящих ее повсеместно, как в соцсетях, так и в научных журналах?
Для понимания этого рассмотрим принцип работы новинки.
EmDrive — это закрытая камера с магнетроном, генератором микроволн, как во всем известной СВЧ печи. Генерируемые электромагнитные колебания, не выходящие за пределы замкнутого резонатора, отражаясь от его стенок и создают необходимую тягу.
Это противоречит принципу сохранения импульса, или третьему закону Ньютона: в окружающем нас пространстве на каждое действие приходится противодействие, аналогичное по силе, но противоположное по направлению.
На этом в частности построена работа реактивного двигателя – выбрасываемое вещество подается назад, что и создает тягу, двигающую транспортное средство вперед. EmDrive же создает тягу без всяких выбросов.
Отсюда и несмолкающая критика: как может работать то, что противоречит тезисам старины Ньютону? Но фишка в том, что работает. Никто из скептиков не сумел доказать фактов фальсификации, когда были представлены экземпляры EmDrive.
Преимущества вездеходов на EmDrive
У внимательного читателя возникнут закономерные вопросы: а что в этих электромагнитных двигателях такого особенного, что на них тратится столько сил и времени?
EmDrive не просто позволяет отказаться от бензина и солярки. С ним любое транспортное средство резко увеличивает подавляющее большинство своих показателей – скорость, мощность, запас хода, проходимость, надежность и т. д.
Иными словами, вездеход на EmDrive будет носиться быстрее современных гоночных автомобилей на ДВС, его проходимость возрастет на порядок, а запас хода станет таким, что не одному водителю не приснится и в самом сладком сне.
Так что игра стоит свеч. Однако завершение игры – процесс долгий. Слишком много еще необходимо сделать разработчикам этой уникальной технологии, прежде чем ЭМвездеходы (как и ЭМавтомобили) начнут производиться в массовом порядке и станут доступными широкому кругу покупателей.
Посему придется подождать. Не исключено, что поначалу вездеходы на EmDrive будут стоить баснословных денег. Именно так это обстояло со многими другими вещами, которые на первых порах были доступны лишь небольшой группе обеспеченных людей, а со временем резко подешевели, став по карману основной части населения и превратившись в привычный предмет обихода.