Применение вездехода в промышленности

29.05.2023

«Деньги - кровь экономики, а транспортная система ее кровеносные сосуды».

Это выражение, приписываемое знаменитому австро- британскому экономисту, лауреату Нобелевской премии Фридрих фон Хайеку, как нельзя лучше отражает ту роль, которую транспорт играет в экономической жизни. 

Фридрих фон Хайек

Действительно, трудно представить себе функционирование какой -либо сферы без авиации, железных дорог, автомобилей. Без них невозможны ни производство, ни торговля, ни сфера услуг.

Особенно много транспорта нужно индустриально развитой стране. Причем, некоторые ее области требуют сугубо специализированного. В частности, вездеходов.

О том, какую роль вездеходная техника играет в промышленности и где без нее просто не обойтись и поговорим.

Ошибочное представление

Существует заблуждение, что вездеход изначально - транспорт для личных нужд.

Этот стереотип, «вырос» не на пустом месте…

Мы избалованы рыночным изобилием. Достаточно просто зайти во «всемирную паутину» и вбить в поисковике «продажа вездеходов». И даже продажа вбивать не надо, достаточно просто слова «вездеход».

Почти мгновенно «вываливается» целый ворох предложений от производителей и дилеров. На любой вкус. Колесные, гусеничные, шнекороторные, вездеходы на воздушной подушке…

Бензиновые, дизельные, электровездеходы. Крупногабаритные, минивездеходы. Легкие, тяжелые, шести, четырехколесные, трициклы, мотовездеходы. Для взрослых, для подростков…

В общем, глаза разбегаются, как говориться.

И на фоне такого благоденствия невольно закрадывается мыслишка о том, что первоначально вездеходы появились для того, для чего и легковые автомобили – для капризов Его Величества Потребителя, т.е. нас с вами. Для нашего удобного и комфортного передвижения.

С той лишь разницей, что личное авто предназначено для езды в условиях дорожной сети (пусть и не самой лучшей), а вездеходы - по глубокой грязи, болотам, степям, пустыням и прочим труднодоступным местам.

Реальность несколько иная…

Вездеходы изначально - транспорт для военных и промышленных нужд. Именно война, сначала первая мировая, затем вторая, наконец «холодная» (противостояние между СССР и США) и предали вездеходам нынешний облик. Ситуация массового выпуска вездеходов именно для потребительских нужд стала складываться относительно недавно - в конце 50-х, начале 60-х годов прошлого века, в западных странах.

В Советском Союзе на базе военных и промышленных вездеходов тоже стали выпускать легковые вездеходы. Самые известные – ЛуАЗ. Только в условиях дефицита и особенностей советской экономической системы их было сложно «достать». Целая бюрократическая волокита с постановкой на очередь.

Фактически в нашей стране пойти и свободно купить вездеход (разумеется, при наличии денег) стало возможно лишь в 90-е годы прошлого века. Да и то это был в большинстве своем импорт. Бум производства отечественных потребительских вездеходов начался фактически лишь в начале нулевых.

Что не отменяет и продолжающегося выпуска и широкого использования вездеходов в промышленности. Особенно в наших условиях.

Модельный ряд вездеходов EnwixПерейти

Стратегический транспорт

Вездеходы применяются в индустрии подавляющего большинства, как развитых, так и развивающихся стран. Но там вездеходный транспорт чаще играет вспомогательную роль. Особенно в небольших развитых государствах с хорошей дорожной сетью.

Чего не скажешь о России.

У нас хватает мест, где никакой транспорт кроме вездехода не пройдет. А значит, не на чем больше привести сырье и отвести готовый товар.

Конечно, используется морской / речной транспорт (когда наличие воды позволяет) и авиация. Но для того, чтобы самолеты могли взлетать и садиться - нужны аэродромы. Вертолетам не нужны - они способны взлетать и приземляться в крайне стесненных условиях.

Но здесь в игру вступают уже расходы. Если все или почти все товары и сырье в условиях бездорожья перевозить винтокрылыми летательными аппаратами - они, в смысле товары, будут на вес золота. В прямом смысле слова.

Вертолеты - удовольствие очень и очень недешевое. А транспортные издержки напрямую влияют на цены в магазинах. Это конечно не единственный фактор, но весьма существенный.

Если бы этот фактор не удешевлялся бы - жизнь в России была бы дороже, чем в Швейцарии или Исландии. При этом, с российскими зарплатами и пенсиями, а не швейцарскими или исландскими. Большинство граждан нашей страны ходили бы в магазины, как в музеи - посмотреть и уйти ничего не взяв.

Но широкое задействование вездеходной техники позволяет серьезно снижать транспортные издержки даже в условиях отечественный просторов. Это вносит существенный вклад в то обстоятельство, что Россия не входит в десятку самых дорогих для жизни стран мира.

То есть, от эксплуатации вездеходов зависит большая часть промышленность нашей страны. И особенно - добыча, экспорт и переработка полезных ископаемых.

То есть, нефтяная, газовая, металлургическая, алмазная отрасли. То на чем, собственно, и «стоит» отечественная экономика. Ее сердце. Генезис. Альфа и омега.

Матушка- природа щедро позаботилась о нас: в российских недрах почти вся таблица Менделеева. 

нефтяная, газовая, металлургическая, алмазная отрасли

Одна беда: осваивать и добывать все это крайне сложно. Здесь природа уже откровенно поиздевалась...

Хорошо исламским монархиям персидского залива. Теплый климат, маленькие территории, нефть близко к поверхности земли, буквально под ногами. Ткнул палкой - потекла родимая. «Заливай» в находящийся неподалеку танкер и вези «неверным». И на местные нефтеперегонные заводы по прекрасным дорогам.

Норвегии тоже неплохо. Пусть углеводородное норвежское королевство по климату близко России, но страну фьордов выручают опять –токи небольшие размеры и хорошая дорожная сеть.

А вот нас не выручает ничего.

Огромная площадь, бездорожье, вечная мерзлота - все это пришлось преодолевать, дабы сердце нашей экономической жизни вообще могло биться. Это не только эксплуатация ранее обустроенных месторождений, нефте и газопроводов, но и строительство новых мощностей, геологоразведка и т.д. 

вездеходы в промышленности

Без вездеходов все это было бы фактический невозможным.

Поэтому вездеход в отечественных реалиях – транспорт стратегический.

Какие вездеходы используются в промышленности?   

Ответ здесь напрашивается сам собою: наиболее мощные, надежные, грузоподъемные, устойчивые к низким температурам, царящим в углеводородном Клондайке нашей страны – западной Сибири. От мини и мотовездеходов толку в означенных условиях немного.

Если говорить о типе двигателя - то это вездеходы на движках внутреннего сгорания. Бензиновые и дизельные. В последнее время, правда, популярность набирают электровездеходы, но для серьезной работы они малоудобные. По причине того, что их необходимо регулярно заряжать. А с зарядными станциями в тайге не ахти.

Касательно движителей - колесные, гусеничные, колесно- гусеничные, шнекороторные, вездеходы на воздушной подушке. Каждый из них обладает своими определенными преимуществами.

Например, гусеничные и шнекороторные вездеходы отличаются грузоподъемностью и прочностью ходовой частью. 

 гусеничные и шнекороторные вездеходы

Но при этом «страдают избыточным весом», как следствие больше «проваливаются», и наносят огромный урон грунту и почвам.

Кроме того, если ходовая часть все – таки сломается – ее сложнее будет починить. Это у колесного вездехода, «налетевшего» на какой-нибудь штырь несложно заменить колесо. А вот со «снесенной» гусеницей все куда плачевнее. Е заменить тоже, конечно, можно, но это проблематичнее. Да и времени займет много. 

Применение вездехода в промышленности

Колесные вездеходы, особенно на шинах высокого давления, хороши не только тем, что проще заменить поврежденную ходовую часть, но и меньшим весом, амортизацией, маневренностью, проходимостью, имеют более низкий расход топлива.

Однако в среднем колесные вездеходы обладают меньшей тягловой способностью. Конечно и среди «колесников» есть такие, которые не уступают по данном показателю «гусеничникам». Но это исключение, подтверждающее правило.

Вездеходы на воздушной подушке удобны тем, что поддерживаются над поверхностью избыточным давлением сжатого воздуха. Что снижает сопротивление движению. Правда, истирается и рвется «юбка» - гибкое ограждение воздушной подушки.

Отсюда и столь широкая эксплуатация в промышленности вездеходов на всех типах движителей. Поскольку универсальных машин нет - используют те, которые наибольше подходят в конкретной сфере, ситуации и работе.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.