Болотоход - что это такое

03.05.2023

Медведь, балалайка, матрешка, водка, автомат Калашникова - символы нашей страны. Независимо от того, нравится нам или нет, но именно с этим в мире ассоциируется Россия.

Если говорить объективно, к символам Российской Федерации можно добавить и болотоход. Ибо дороги - традиционная беда России. Да и огромную отечественную территорию не просто покрыть первоклассной дорожной сетью. Так что болотоход - самый прагматичный символ.

Болотоход - что это такое

Спрос, как известно, рождает предложение. Российское бездорожье в последние годы привело к настоящему буму в производстве вездеходной техники, которая во многом универсальный транспорт. Прекрасно подходит болотоход для рыбалки, охоты, экстремального вида отдыха, исследований труднодоступных территорий, охраны лесных угодий, спасательных операций и т. д.

Порой разобраться в этом рыночном изобилии совсем не просто. Но сделать нужно.

Поэтому в статье поговорим о том, что такое болотоходы, чем отличаются от простых вездеходов и какие бывают.

Что такое болотоход и чем отличается от простого вездехода

Существует мнение, что болотоходы не имеют отношения к вездеходам. Якобы, это какая-то совершенно отдельная техника.

Мнение, надо сказать, довольно распространённое. Но ошибочное.

Давайте определимся с терминами:

Вездеход - наземное транспортное средство повышенной проходимости, предназначенное для передвижения по пересечённой местности, и в условиях отсутствия дорог.

Болотоход - разновидность вездехода, способный преодолевать грунты с очень низкой несущей способностью, включая болотистую местность (отсюда, собственно, и название). Посему плавающий болотоход - явление обыденное.

Проще говоря, болотоход - высокопроходимая техника. Он проходит там, где простой вездеходный транспорт не пройдет. Достигается этот эффект благодаря минимальному давлению на поверхность. Поэтому нередко болотоходы различают лишь по виду тяги - колесные и гусеничные.

На самом деле «болотоходная» классификация значительно шире.

Модельный ряд вездеходов EnwixПерейти

Классификация болотоходов

Классификация болотоходов несильно отличается от классификации обычных вездеходов.

По движителю (тяге):

  • колесные (на шинах низкого давления);
  • гусеничные;
  • полуколесные-полугусеничные;
  • на воздушной подушке;
  • шнекороторные (шнекоходы).

По применению:

  • лёгкие пассажирские;
  • пассажирские;
  • грузопассажирские;

По рамному формату:

  • единая рама;
  • шарнирные;
  • сочлененные.

Достоинства и недостатки гусеничных болотоходов

К преимуществам болотоходов на гусеничной тяге относятся:

Прочность ходовой части. Во время передвижения за рулем или в качестве пассажира на колесном болотоходе всегда существует шанс напороться на незаметный в грязи или болотистой местности, но тем не менее огромный штырь. После чего о приятной поездке придется либо совсем забыть, либо повременить с ней. До тех пор, пока не будет заменено колесо.

Ответственные производители колесного транспорта заботятся о комфорте и безопасности своих покупателей, выпуская очень прочные шины, которые так просто не проколешь.

Но все - таки шина - это не гусеничная лента, представляющая собою замкнутую сплошную ленту или цепь из шарнирно-соединённых звеньев (траков). Такую конструкцию сложно «перебить» самым лучшим шинам.

Грузоподъемность. Гусеничные болотоходы - силачи вездеходного мира. Таковые встречаются и среди колесных болотоходов, которые тоже способные тянуть и тонну, и более.

В тоже время высокая грузоподъёмность среди колесных болотоходов - прерогатива меньшинства. Ультрагрузоподъёмный «колесник» скорее исключение, подтверждающее правило.

Недостатки у гусеничных болотоходов тоже имеются.

Вес. «Гусеничники» традиционно тяжелее «колесников».

Жор топлива. Гусеничные болотоходы «прожорливее» колесных. Конечно, многое зависит от модели, но в среднем «гусеничники» потребляют топлива в два раза больше «колесников».

Сложный ремонт ходовой части. У колесного болотохода, «налетевшего» на тот же штырь, можно заменить колесо. Хотя это, конечно, сложнее сделать, чем на обычном автомобиле.

А вот со «снесенной» гусеницей все куда плачевнее. Ее самостоятельно, без соответствующего оборудования и специалистов, заменить крайне проблематично. Отсюда безрадостная перспектива встать в центре тайги и неизвестно сколько дожидаться помощи.

Болотоход

Достоинства и недостатки колесных болотоходов

Плюсы колесных болотоходов следующие:

  • Амортизация;
  • Маневренность;
  • Равномерное распределение веса и оптимальное сцепление;
  • Меньший вес;
  • Клиренс, он же дорожный просвет.

О недостатках колесных болотоходов в принципе уже было сказано: низкая грузоподъемность многих моделей и как следствие низкая тягловая способность, и проще повредить ходовую часть.

Однако на фоне плюсов колесных болотоходов минусов у них немного. Преимущества очевидно с лихвой «покрывают» недостатки.

колесный болотоход

Болотоходы шнекороторные и на воздушной подушке

Те, кто интересуются вездеходной тематикой, наверняка замечали, что в промышленности, спасательных операциях, исследованиях и прочих подобных сферах помимо болотоходов на колесах и гусеницах также широко применяется транспорт на воздушной подушке и шнекороторный. А непосредственно для частных лиц болотоходы чаще колесные или гусеничные.

Разберемся, почему так.

Если мы возьмем шнекороторный принцип, то он работает по принципу архимедовых винтов. Модель, надо сказать, не самая удобная для обычного человека.

шнекороторный

Воздушная подушка - иное дело. Транспортное средство, масса или большая часть которого поддерживается над водой (льдом, грунтом и т.д.) чрезмерным воздушным давлением - выглядит более презентабельно.

И показатели неплохие: быстороходность (некоторые образцы развивают скорость до 140 км/ч.), маневренность, грузоподъемность…

быстороходность

Казалось бы, что еще желать?

Есть чего. Минусы не позволяют болотоходам на воздушной подушке соперничать с «колесниками» и гусеничниками. Тем более плавающие болотоходы на колесах и гусеницах не уступают тем, что на воздушной подушке. В то же время лишены недостатков «воздушно-подушных».

Недостатки такие:

  • Дороговизна при покупке и в эксплуатации. Этот фактор объясняется сложной конструкцией, обеспечивающей необходимое давление.
  • Высокая шумность. Обусловлена использованием воздушных винтов.
  • Ремонт. Чем техника сложнее, тем в случае поломки сложнее восстановить ее функциональность.
  • Износ. Гибкое ограждения воздушной подушки («юбка») со временем истирается. А значит - ее необходимо будет менять. А это снова расходы.

Поэтому, и неудивительно то, что большинство владельцев болотоходов предпочитают колесные или гусеничные модели.

А производители лишь следуют вкусам и предпочтениям потребителей.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.