Вездеходы СССР или уникальные советские вездеходы

27.03.2023

В ходе форсированной индустриализации и последующего экономического роста в Советском Союзе возникло немало новых отраслей. И хотя некоторые из них оставляли желать лучшего, как, например, легковые автомобили, по ряду направлений СССР был на высоте. Это конечно же военно- промышленный комплекс, авиация, корабли, подводные лодки и знаменитые серийные советские вездеходы.

Такой разрыв легко объясним, если вспомнить, что советское государство мало разрабатывало собственные модели «легковушек», предпочитая копировать американские и европейские модели («Волга» калька «Форда», «Москвич» — «Опеля», «Жигули» — «Фиата»). А копия, как известно, обычно получается хуже оригинала.

В отношении же ВПК, самолето-, судо- и вездеходостроения политика партии была прямо противоположной. Упор делался на создание оригинальных моделей.

Результат впечатлял весь мир.

Но если о советских танках, бронетранспортерах, самолетах, ледоколах, субмаринах наслышаны все, то советские вездеходы в большинстве своем оказались незаслуженно забытыми. В представленной вашему вниманию статье постараемся восполнить этот пробел.

Родословная

Отцом ранних советских, дедушкой позднесоветских и прадедушкой современных вездеходов является конструкция жившего в Российской империи германского инженера Алекса Кегресса. В 1909 году он создал принципиальное новое транспортное средство, способное преодолевать самые неблагоприятные условия. Особое впечатление новшество производило при езде по снегу.

Вездеходы СССР

Надо сказать, что первый вездеход имел массу недостатков. Поэтому с началом первой мировой войны Кегресс приступил к совершенствованию своего детища. В 1916 году он продемонстрировал военному командованию бронированный вездеход, созданный на базе британского автомобиля «Остин».

Наладить выпуск новинок царское правительство не успело. Через год разразилась февральская революция, затем октябрьская. Страна раскололась на враждующие лагеря, вспыхнула гражданская война и всем стало не до чудес инженерной мысли.

После победы, получив разоренную страну, большевики принялись восстанавливать её. Упор делался на тяжелую промышленность, включая производство транспорта: грузовых и легковых автомобилей, тракторов. О своих вездеходах вспомнили гораздо позже, обходясь в течение первых советских десятилетий доставшихся с царских времен «Остинами».

Военные и полярные советские вездеходы

К широкомасштабной разработке собственных моделей вездеходов подтолкнула еще более страшная война — Отечественная, и пришедшая ей на смену «холодная». США с его сателлитами советская пропаганда объявила вселенским злом (СССР с его сателлитами удостоился аналогичного «звания» от американской стороны), которое следовало сокрушить. Для этого нужно оружие, оружие и еще раз оружие, которое необходимо перевозить на большие расстояния в условиях бездорожья.

Устаревшие, слабенькие «Остины» для этого не подходили. Требовались, крупногабаритные, мощные машины, способные доставлять ракетные установки в любой конец страны. Поэтому ранние военные советские вездеходы и поражали воображение своими размерами. Некоторые из них были настолько огромными, что на их фоне даже грузовые автомобили казались карликами.

Параллельно с созданием самого громоздкого в мире ВПК советским руководством решалась задача восстановления разрушенной войной экономики и развития наиболее холодных регионов страны. Это тоже требовало соответствующей техники.

Впрочем, градация на советские военные вездеходы, полярные вездеходы и тягачи-вездеходы нередко была условной. Поскольку и в обороноспособности страны, и в освоении крайнего Севера зачастую задействовались одних те же марки и модели, просто адаптированные для разных целей. Хотя, конечно, имелись военные советские вездеходы и просто арктические советские вездеходы.

Но обо всем по порядку.

Рождение вездеходной эры

Временем зарождения советского вездеходостроения смело можно назвать 1947-й год. Именно тогда появилось множество проектов вездеходной техники.

Началось всё с гусеничного ГПИ-С- 20. Машина превосходно преодолевала рвы глубиной до полутра метров, развивая скорость до 50 км/ч. По тем временам — блестящие показатели. Да и сегодня не каждый вездеход сможет так разогнаться.

В 1950 году появляется вездеход ГТ-С. Он же ГАЗ 47. Военным он не понравился, зато пришелся по вкусу полярникам.

вездеход ГТ-С

Оно и неудивительно: машина без проблем пробиралась по самому рыхлому снегу, не проваливаясь. ГАЗ 47 один из ярких примеров того, как изначально военный вездеход превратился в полярный.

Через четыре года очередная новинка — гусеничный вездеход НАМИ С-3. Данная машина оказалась не настолько удачной, как предыдущие модели: вездеход буксовал и проваливался в снегу. Эти недостатки были устранены лишь в 1965 году, с появлением более совершенной версии НАМИ 0106.

В 1958 году свет увидела «Харьковчанка». Как её гордо называли «вездеход для Антарктиды». Вернее, ее покорения.

Харьковчанка

Это была, по сути, целая передвижная полярная станция на гусеничной тяге с солидным жилым отсеком. Данную модель улучшили в 1975 году, назвав ее «Харьковчанка 2».

Не все «поколение пятидесятников» на сугубо гусеничном ходу. Гусеничные советские вездеходы прекрасно добавляли вездеходы на колесах. В 1959 г. прошел испытания первый экземпляр шестиколесного военного вездехода-амфибии ЗИЛ-135 Б.

вездеход-амфибия ЗИЛ-135 Б

Плавучесть данного гиганта обеспечивалась водоизмещающим корпусом лодочного формата и двумя водометами. Однако военные отказались от концепции амфибии, в силу чего «ЗИЛ»-135 Б не получил распространения.

Соберите свой вездеходВперёд

ЗИЛы

Завод имени Лихачева, обладая превосходным конструкторским бюро, не переставал разрабатывать под своей маркой новые модели колесных вездеходов.

В 1962 году стартовало проектирование ЗИЛ Э167. Великана отличало наличие стеклопластиковых колесных дисков, которые в 2,5 раза легче обычных. Такая особенность для 14 пассажиров, включая четырехместную кабину, давала удержать снаряженную массу до 12 тонн. Это был идеальный вездеход для Крайнего Севера.

ЗИЛ Э167g

Настоящим ноу-хау стал вездеход-амфибия ЗИЛ-135П «Дельфин». Такое название он получил потому, что по внешнему виду действительно смахивал на огромного дельфина. Вернее, кита.

14-метровое чудо инженерной мысли имело отсек для 22 человек или пяти тонн груза. Благодаря 700 миллиметровым винтам машина показывала в воде поразительную маневренность. Впрочем, и на суше ее показатели были превосходными.

вездеход-амфибия ЗИЛ-135П «Дельфин»

Не меньше поражает воображение другой военный вездеход — ЗИЛ-135Ш. Это был настоящий мутант, вобравший в себя мир автомобилей и авиации. Позади обычной кабины возвышался изгиб рамы с опорно-поворотными стойками самолета Ил-18.

ЗИЛ-135Ш

Такая необычная конструкция придавала технике непревзойдённую маневренность. Вездеход в буквальном смысле разворачивался на месте.

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица». По форме он действительно походил на огромного пернатого. А по функциям предназначался для поисково-эвакуационных целей.

ЗИЛ-4906/49061 «Синяя птица»

Надо сказать, что не все ЗИЛовские вездеходы были на колесах. Так, ЗИЛ 4904 — шнекороторная машина. Т. е. использующая сплошные стержни с винтовой каймой, являющиеся двумя архимедовыми винтами. На Западе его прозвали «самым устрашающим советским вездеходом».

ЗИЛ 4904

Советские атомные вездеходы

Середина прошлого века — эпоха «атомного романтизма». Атомное оружие, электростанции, спущен на воду первый в мире атомный ледокол «Ленин»… Энергетика на основе расщепления микрочастиц казалась панацей от всех проблем. Интеллектуалы предрекали полную «атомизацию» общества, вплоть до миниатюрных атомных батареек для карманных фонариков.

До фонариков дело не дошло. А вот атомный вездеход появился. Его в Советском Союзе испытали в 1961 году. Аббревиатура ТЭС-3. Полное название - транспортабельная электрическая станция.

Передвигался титан на самоходных гусеничных шасси от тяжёлого танка Т-10. Вездеход-АЭС при расходе до 14 г урана-235 в сутки выдавал 1,5 МВт энергии. Вполне достаточно, чтобы «скрасить жизнь» группе исследователей или геологов.

Советские атомные вездеходы

Через 12 лет начались разработки нового проекта: Памир-630Д, передвижной атомной электростанции. В отличии от своего предшественника ТЭС Памир размещалась на автомобильном шасси. Это тоже был арктический вездеход.

Памир-630Д

Катастрофа на Чернобыльской АЭС в 1986 году стала концом советских атомных вездеходов. Они были признаны слишком опасными, демонтированы и утилизованы.

Но если ядерные монстры бездорожья успели хотя бы немного послужить, то судьба восьмиколёсного плавающего вездехода -амфибии Арго, словно сошедшего со страниц фантастических романов, еще печальнее. Машина слишком опередила свое время, оказавшись в итоге невостребованной.

амфибии Арго

«Витязи» и Ямал

На 1960-1970-е годы приходится резкий взлет цен на нефть и остальное сырье. Международные биржевые котировки рванули так, что добыча «черного золота» даже в вечной мерзлоте становится очень рентабельной. В этих условиях СССР резко наращивает экспорт углеводородов, максимально инвестируя в разведку и обустройство новых месторождений. Суровый Крайний Север требовал дополнительных вездеходных моделей. И они появились.

В 1967 г. Московский экспериментально-механический завод освоил серийное производство снегоболотоходов В‑1 «Витязь».

В‑1 «Витязь»

Отличительной чертой данных машин было то, что вместо обычных гусеничных цепей они снабжались двумя резинотросовыми прочнейшими лентами с соединениями в форме штампованных траков из пружинной стали. Благодаря чему давление на грунт было минимальным: всего 0,13 кг/см².

Позже, уже в 1980-е годы, в «Витязи» были включены и «крепыши» Ишимбайского завода: ДТ-10 и ДТ-30, предназначавшиеся для работы в Арктике и Антарктики.

В 1985 г. свет увидели опытные экземпляры полярных вездеходов СВГ-701 Ямал, предназначавшихся для доставки на нефтяные поля крупногабаритных и тяжелых грузов.

СВГ-701 Ямал

Несмотря на массивность, Ямал отличался маневренностью. Ее обеспечивали две независимые гусеничные тележки, поворачивающиеся в противофазе. Запустить вездеход в серийное производство не успели из-за распада СССР.

Легковые советские вездеходы

Было бы ошибкой думать, что тогдашняя промышленность проектировала и выпускала исключительно гигантов. Имелись и компактные версии. Самая распространённая - советский легковой вездеход ЛуАЗ.

Выпускался в модификациях ЛуАЗ 967 и ЛуАЗ 969. Если первый предназначался для армии, то второй был гражданским.

ЛуАЗ 967 и ЛуАЗ 969

Хотя по сравнению с современными вездеходами ЛуАЗ смотрелся невзрачно, да и по техническим параметрам серьезно уступал нынешним покорителям бездорожья, стать его обладателем было большой удачей.

Не меньшей удачей было приобрести и производившийся в Харькове советский мотовездеход ЗИМ-350.

ЗИМ-350

Дело в том, что это сейчас отправляетесь в автосалон и покупаете. Рынок-с… В советские времена приобретение машины сопровождалось невероятной бюрократической волокитой. Да и сам транспорт не отличался комфортабельностью и удобством. Командно-административной системой индивидуальные потребности учитывались мало.

Что, однако, не умаляет достоинства советских вездеходов для решения тех задач, для которых они были созданы.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.