Вездеходы на альтернативном виде топлива (уголь)

12.04.2024

В человеческой истории было немало поворотных моментов, когда одно или несколько простых решений в корне меняли дальнейшее технологическое развитие цивилизации. Например, так произошло с углём, полезным ископаемым, ставшим основой промышленной революции.

Позднее добавилась нефть, вытеснившая уголь из некоторых сфер. Однако угольные шахты по-прежнему играют важную роль в экономике ряда стран, включая Россию.

Где уголь полностью проиграл нефти, — так это в использовании в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания. Ведь изначально, когда ДВС только появился, именно каменноугольная пыль рассматривалась как топливо, которое должен был «кушать» мотор.

картинка 1.jpg

Не заладилось. Оказалось, что такое топливо не очень подходит для ДВС в силу трех факторов:

1.     Угольная пыль и образующаяся при ее сгорании зола быстро загрязняли движок. Чрезмерные абразивные свойства данных веществ мешали мотору нормально функционировать. А тщательно очищать движок от золы тогда не умели.

2.     Регулярно нарушался процесс подачи каменноугольной пыли в цилиндры. Осуществить это посредством давления, как с жидкостями, не выходило.

3.     Бытовало мнение, что запасов угля просто не хватит, если его на ДВС транжирить.

С того времени минуло более ста лет. Многое изменилось, и большинство тогдашних сложностей сегодня вполне можно решить. Кроме того, уже существуют методы получения угольного сырья из других материалов. В частности, российскими учеными разработана технология получения биоугля из древесины и даже из… орехов.

картинка 2.jpeg

Это открывает превосходные перспективы. В том числе и для производства вездеходов на альтернативном топливе, о которых в последнее время так много говорят.

Конечно, биоуголь – не единственный вида альтернативного топлива. О некоторых мы уже писали. Но исходя из преимуществ угля, как ископаемого, так и синтетического, а именно высокой теплоемкости и теплоотдачи, идея создать личное транспортное средство на угле (включая вездеходы), выглядит заманчиво.


Не ДВС единым...

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о достоинствах и недостатках вездеходов на дизеле и бензине. Напомним, что у бензина и дизеля есть несколько общих недостатков.

Во-первых, они производятся из полезных ископаемых, запасы которых рано или поздно закончатся. А ещё которые постоянно дорожают, что сказывается на стоимости нефтепродуктов.

Во-вторых, применение бензина и дизеля в личном транспорте ограничивается в основном двигателями внутреннего сгорания. Что прилично сужает ассортимент вездеходной техники.

На первый взгляд это не выглядит так. Вездеходов сейчас пруд пруди, на любой вкус. Гусеничные, колесные, смешанные, крупногабаритные, мини и мотовездеходы, бортоповоротные и квадровездеходы, шнекороторы, вездеходы на воздушной подушке и т. д. Всё вроде есть.

Однако большинство вездеходов создано на ДВС. Существует и немножко электровездеходов да веловездеходов, приводимых в движение мускульной силой человека.

А вот если, допустим, человек хочет вездеход, работающий от пара?

С этим, увы, уже не все так просто. Паровые вездеходы можно кое-где собрать на заказ, либо самому, но их серийного выпуска нет. В основном — в силу банального неудобства в эксплуатации. Дровами для него надо запасаться, ископаемый уголь подвозить, сжигать который — не слишком-то полезно для экологии. Вот производители и решили, что вездеход с паровым двигателем – это нечто архаичное, ретроградное. Не нужны они рынку.

Однако биоуголь позволяет сделать эксплуатацию вездехода на пару более удобной, особенно при дешевизне биоуголя и его экологической безопасности. Что позволяет вывести вездеходы на рынок.

Думаю, понятно: вездеход на альтернативном виде топлива – синтетическом угле может быть двух видов.

1.     Вездеход со специализированным двигателем внутреннего сгорания, работающим сугубо на биоугле.

картинка 3.jpeg


2.    Вездеход с паровым движком, заправляемый биоуглем.

     картинка 4.jpg

Теоретически выглядит неплохо. Но на практике не все столь радужно.

 

Барьеры на пути внедрения вездеходов на биоугле

Компании, занимающиеся производством вездеходов, включая компанию Enwix, стремятся активно использовать последние достижения научно- технического прогресса. Лишь бы покупатели были довольны.

Проблема в том, что биоугольный ДВС потребует существенных изменений в конструкции. А ещё — устранении либо максимальной минимизации выявленных у экспериментальных образцов недостатков. Это требует времени и немалых инвестиций от производителей двигателей, прежде чем они смогут выйти на окупаемость.

Также необходимо добиться налаженного угольного синтеза в промышленном масштабе. Но до этого ещё долго. Технология получения биоугля есть, но его массового производства не наблюдается.

Почему – вопрос интересный. Возможно, из-за того, что технология требует дополнительных вложений, а инвесторов не находится. Либо это просто невыгодно шахтовладельцам, не говоря уже о нефтепереработчиках, у которых достаточно возможностей зарубить идею на корню.

Могут быть и иные причины.

Как бы там ни было, в настоящее время не заметно серьезных подвижек в этом перспективном направлении. И как бы кому ни хотелось получить вездеход на альтернативном топливе, пока приходиться довольствоваться техникой на бензине и солярке.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.