Предки современных вездеходов

15.03.2024

История появления вездехода к 2024 году насчитывает, если быть предельно точными, 121 год. С точки зрения жизни одного человека – это много. С точки зрения человеческой цивилизации – мизер. Ибо наша цивилизация существует 6 тысяч лет.

Да, именно столько времени прошло с того момента, как люди перешли от первобытного существования к цивилизационному. И современные любители вездеходов, избалованные нынешним техническими достижениями и изобилием, могут невольно задаться вопросом: как же люди в течении тысячелетий, не зная ни двигателя внутреннего сгорания, ни электромоторов, ни даже паровой турбины, преодолевали препятствия?

Обычно отвечают: мускульная сила человека и вьючных животных, плюс использование парусных кораблей. Этот ответ верен, однако не учитывает тех технических моментов, до которых додумались люди тогда, когда до промышленной революции оставалось еще очень и очень много времени.

В самом деле. Лошадь, будь она со всадником, либо запряженной в колесницу, а позднее в карету, никак не могла пройти по глубокой болотной местности. А ведь в древности эта проблема как-то решалась. В противном случае были бы невозможны далекие торговые и завоевательные походы по суши. А они были. Достаточно вспомнить полководца Александра Македонского, чья армия прошла половину мира, умудрившись преодолевать такую местность, которую сейчас мы преодолеваем исключительно на джипах.

Как?

Разгадка кроется в мускулоходах. Это такой тип транспорта, который приводится в движение с помощью мышечной силы водителя.

картинка 1.png

В качестве примера могут выступить хорошо известные каждому из вас современные велосипеды и самокаты. Однако они отличаются небольшими размерами. Чаще рассчитаны на одного, а некоторые, менее распространенные модели - на двух – трех человек.

А мусколоходы древности и средних веков были крупными и заменяли нынешний вездеходной транспорт. Поэтому мусколоходы можно смело назвать предками современных вездеходов.

Так что, вопреки распространенному мнению люди в те времена не были такими уж технически дикими. Конечно, примитивных народов хватало, но некоторые народы – египтяне, греки, римляне и т.д. – находились на достаточно высокой стадии развития, позволяющие им создавать первых прапрадедушек современных вездеходов и в дальнейшем усовершенствовать их.

 

Как белка в колесе

Декоративные грызуны – достаточно подвижные зверьки, в природе мало сидящие на месте. И дабы они не «скучали», имея возможность удовлетворять свою биологическую потребность в частом движении - ответственные владельцы устанавливают в клетках своих питомцев колёсные дорожки. С умилением глядя на бегающую белку в колесе, мало кто задумывается о том, что в древности пусть и с меньшей скоростью, но все-таки в колесе «вращались» и люди!

Правда, делали они это не из-за того, что подобно белочкам испытывали биологическую потребность в беге (хотя, человеческому организму, конечно, тоже полезно двигаться), а для преодоления предком современного вездехода глубоких болотистых преград, встававших на пути как торговых караванов, так и войск.

Мускулоход тогда выглядел следующим образом. Это была большая платформа на четырех колесах. Сзади на платформе располагалось совсем уж огромное колесо, превышающее человеческий рост. Оно называлось «ступательным». 

Человек входил в него, как в нынешнюю кабину, и просто шел внутри него, неспешным шагом, а бывало и спешным, когда требовалось увеличить скорость. Ступательное колесо, вращаясь, через систему блоком и канатов передавая энергию вращательного движения обычным колесам, и предок вездехода двигался.

Поскольку задачей человека в ступательном колесе было только идти, то для того, чтобы мускулоход двигался в правильном направлении и не врезался во что-нибудь на первом же метре пути, впереди сидел другой человек, который с помощью подобия современного руля им управлял. Профессия водителя, как видим, куда старше, нежели принято думать.

Конечно, в силу того, что роль двигателя выполнял человек, передвигалось такое устройство медленно. Однако название «Улитка» получила не за медлительность, а за форму. Действительно, механизм похож на гигантского моллюска.

картинка 2.jpg

Транспортное средство, надо сказать, включало в себя не только водителя и человека, выполнявшего роль мотора. При желании на нем можно было перевозить пассажиров и грузы.

Если ездоков набиралось слишком много, то был вариант предшественника вездехода с расширенным ходильным колесом, внутри которого шагал не один человек, а двое.

Минусов у такого транспорта, как говорится, «выше крыши». Но в те времена никто не думал искать в новшестве недостатки. Это было настоящее чудо инженерной мысли.

Данное изобретение приписывается известному древнегреческому ученому Деметрию Фалерскому, который так же был правителем Афин. После появления в 308 году до нашей эры новшества греки освоили его для преодоления труднопроходимых мест и для военных нужд, используя для передвижения своих осадных башен. Что давало им немало преимуществ.

Впоследствии «Улитку» позаимствовали и другие народы.

 

Детище Фонтана

Гораздо позднее, уже в средние века, появился еще один предок современного вездехода – мускулоход, приводившийся в движение не благодаря человеческим ногам, а благодаря человеческим рукам. Изобрел его в 1418 году итальянский инженер Джованни Фонтана.

картинка 3.png

Как видно на картинке, механизм представлял собою высокую кабину на колесах для одного человека, снабженную двумя блоками – вверху и внизу. Под нижним блоком располагалось зубчатое колесо, соединявшееся с двумя задними ездовыми колесами. Через блоки продевался канат.

Когда водитель дергал за канат, то приводил в движение блоки, нижний вращал зубчатое колесо, которое в свою очередь вращало колеса. По современным меркам ничего сложного.

Но тогда это произвело не меньший фурор, чем в свое время детище Фалерского. Тем более, у Фонтана аналогично имелся проект, рассчитанный на несколько человек и грузы. Правда, требовалось двое водителей, обладающих недюжинный физической силой, а самое главное – способных координировать свои действия.

Самое любопытное то, что безмоторные вездеходы используются до сих пор. Понятное дело, что они куда меньше и более удобные, нежели их предшественники, а самое главное – не представляют никакой конкуренции вездеходам на ДВС и электрической тяге.

Тем не менее они присутствуют и даже занимают целую рыночную нишу. Это веловездеходы. Но о современных «мышечных» вездеходах расскажем в отдельной статье.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.