Вездеходы на аммиаке. Целесообразность и рентабельность

09.04.2024

Истощающиеся запасы углеводородов на планете, растущие экологические проблемы, постоянное удорожание традиционного топлива побуждают производителей транспорта, в том числе и вездеходного, экспериментировать с новыми видами топлива, потенциально способными заменить привычные нам солярку и бензин.

Некоторые из этих экспериментов успешны, но дороги. Другие — неэффективны или слабо реализуемы. Но есть и те, что стоят у самого порога массового производства. К таковым следует отнести автомобили, а в потенциально и вездеходы, работающие на аммиаке.

картинка 1.jpg

Интересно? Давайте о них поговорим.

 

Первые «ласточки» возможного бума

Китай и Япония справедливо считаются передовиками разработки новых транспортных средств. Так что нет ничего удивительного в том, что именного китайская GAC Group и японская Toyota представили любопытную новинку – автомобильный двигатель, работающий на аммиаке.

картинка 2.png

Нельзя сказать, что эти компании стали первопроходцами. Аммиачные ДВС уже пусть и не часто, но используются на кораблях, грузовиках, локомотивах. А бензиновые и солярные моторы они не вытеснили в силу ряда недостатков аммиака, в первую очередь его токсичности. Что, собственно, и обуславливает его крайне ограниченное использование в качестве топлива.

Азиатские разработчики это учли. Представленная ими новая модель 2-литрового двигателя способна сжигать жидкий аммиак безопасно и эффективно.

Производители заявляют, что пиковая мощность новинки составляет 120 кВт (161 л. с.), а вредных выхлопных газов двигатель выделяет на 90% меньше по сравнению с традиционными видами топлива.

Выглядит заманчиво. В том числе и для производителей вездеходов. Нам же остается ждать, когда новые аммиаковые ДВС доработают, устранив недостатки экспериментальных образцов, после чего «выбросят» на рынок.  

Будучи производителем вездеходов, мы напрямую заинтересованы в том, чтобы наши покупатели получали качественную и надёжную технику по разумным ценам. Давайте посмотрим, в чём двигатели на аммиаке хороши, а в чём не очень.

 

Плюсы вездеходов на аммиаке

Обычно при появлении какого-то технического новшества требуется соответствующая обеспечивающая инфраструктура. С аммиаком такой проблемы нет. Заводы по его производству имеются и в России, и за рубежом. Технология отработанная и единственный вопрос здесь – аммиакоколонки.

Пока они не распространены так, как бензоколонки. Но проблема эта решаемая. Как только новые поколения аммиаковых двигателей массово выйдут на рынок, аммиакоколонки начнут появляться повсеместно. Ибо спрос рождает предложение.

С учетом данного фактора в эксплуатации аммиачный вездеход постепенно способен оказаться дешевле бензинового и солярного собрата. Ведь традиционное топливо дорожает не только в силу монопольного сговора углеводородных королей (хотя, конечно, и это обстоятельство играет немаловажную роль), но и потому, что в ранее открытых месторождениях нефть рано или поздно заканчивается. Приходиться искать и разрабатывать новые месторождения, а это дополнительные затраты, ложащиеся на потребителей.

В силу того, что аммиак не гонится из нефти, как солярка и бензин – опустошение скважин не будет сказываться на цене аммиачного топлива. Посему аммиакоколонки не станут пугать резко скачущими ценами.

Конечно, подорожание аммиачного топлива возможно, но ничего общего с нынешней ценовой свистопляской вокруг традиционного топлива оно не должно иметь. Разумеется, при надлежащей работе антимонопольного комитета.

Поскольку аммиак – это бинарное неорганическое химическое соединение, с молекулами, состоящими из одного атома азота и трёх атомов водорода, он экономичнее бензина и солярки.

Иными словами, для полноценной езды аммиачного топлива понадобится меньше, нежели традиционного. Что большинство вездеходолюбителей не может не радовать. Как и автолюбителей.

Кроме того, химическая особенность аммиака обладает еще одним приятным бонусом: меньшая воспламеняемость, чем у традиционного топлива. Следовательно, и меньшая пожароопасность.

Но ничего идеального в жизни не бывает. Недостатки у аммиакового ДВС тоже имеются.

 

Минусы вездеходов на аммиаке

Один из минусов, о котором было сказано выше, – токсичность аммиака.

Бензин, конечно, тоже здоровью пользы не несет. Это не альпийский воздух. Дышать бензиновыми парами очень не рекомендуется. И ещё больше не рекомендуется вдыхать аммиак. Слишком губительны последствия для организма.

Получается, что утечка на бензиновом/дизельном может привести к возгоранию, а вот от паров бензина большого вреда не будет. Зато на аммиачном вездеходе вы не сгорите, но можете сильно испортить здоровье от паров аммиака. Стоит принять во внимание тот факт, что отравиться парами аммиака не так уж и сложно. Относительно небольшой трещины в баке может оказаться достаточно, чтобы кабина наполнилась тем, чем лучше не дышать. Если, конечно, не использовать варианты без кабины.

картинка 3.jpg

К сожалению, аммиак агрессивен не только к живым существам, но и к неживой материи. У такого транспортного средства необходимо из движков удалить все медные, никелевые и резиновые элементы. Если этого не сделать – аммиак быстро приведет их в негодность.

Так что себестоимость производства аммиаковых ДВС может оказаться выше традиционных. А значит, дороже окажутся и вездеходы с аммиачными моторами. Вот и получается – эксплуатировать вездеход на аммиаке дешевле, а его покупка влетит в копеечку.

Подводя итоги, можно сказать, что вездеходы на аммиаке, несмотря на существенные минусы, обладают неплохим потенциалом. Но не факт, что они полностью оттеснят покорителей бездорожья на солярке и бензине.

Хотя появление новых недорогих материалов, устойчивых к агрессивности аммиака, позволит свести к минимуму его недостатки. Получится ли это? Покажет время.


fb * IG *
лого Ваш браузер устарел!

Вы пользуетесь браузером Internet Explorer. Данный браузер не поддерживает многие современные технологии, из-за чего страницы сайта отображаются некорректно, а главное - на сайте могут работать не все функции. В связи с этим, предлагаем Вам использовать более современные браузеры. Например, Google Chrome, Firefox, Opera и др.

На каком вездеходе хотите прокатиться?

картинка
картинка
картинка

Как планируете применять вездеход?

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

В каком городе вы хотите попасть на тест-драйв?

Заполните форму ниже для получения пригласительного на бесплатный тест-драйв вездехода.